«Пластиковая слепота»: как онлайн-шопинг усугубляет мусорный кризис



Покупка продуктов в онлайн-супермаркетах усугубляет кризис пластиковых отходов, поскольку упаковка становится менее заметной для потребителей. К такому выводу пришли ученые из Revolution Plastics Institute при Портсмутском университете в Великобритании.

Исследование показало, что почти половина британских домохозяйств недооценивает количество пластика, выбрасываемого еженедельно. Этот феномен исследователи назвали «пластиковой слепотой». Люди, которые чаще всего пользовались онлайн-доставкой продуктов, были особенно шокированы объемом мусора, который они производят.

«Мы считаем, что „пластиковая слепота“ – это стратегия преодоления, – объясняет ведущий автор исследования, доктор Кейт Уитмен. – У потребителей мало возможностей полностью отказаться от пластика, поэтому игнорирование создаваемых нами отходов может казаться необходимым для душевного спокойствия. Но когда этот мусор становится невозможно не замечать, беспокойство растет, и люди становятся более готовы к использованию систем повторного использования и пополнения тары». По мнению ученых, онлайн-ретейлеры могли бы помочь, делая информацию о влиянии упаковки видимой в момент покупки и предлагая альтернативы одноразовым вариантам.

Выводы основаны на данных, собранных за два года в рамках крупнейшего в истории Великобритании гражданского научного проекта по пластиковым отходам The Big Plastic Count, а также опроса более 8000 участников и анализа петиции Greenpeace. В среднем домохозяйства выбрасывали 23 пластиковых предмета на человека в неделю – 13 единиц «мягкого» пластика, такого как обертки и пленки, и 10 единиц «твердого», например, баночек из-под йогурта. При этом почти половина участников, 45%, признались, что выбросили значительно больше пластика, чем ожидали.

Исследователи обнаружили прямую связь между частотой онлайн-покупок и степенью удивления от объемов отходов. «Те, кто покупает онлайн, оказались наименее сознательными потребителями с точки зрения потребления пластика, – добавляет доктор Уитмен. – Но столкнувшись с реальностью, люди были шокированы, и этот шок можно использовать как катализатор перемен».

Исследование также доказало, что просветительские кампании могут стимулировать как изменение поведения, так и политическую активность. Участие в проекте The Big Plastic Count совпало со всплеском подписей под петицией Greenpeace, требующей более строгих мер на переговорах ООН по Глобальному договору о пластмассах. В апреле 2024 года, после публикации результатов проекта, количество подписей под петицией увеличилось на 350% по сравнению с предыдущим месяцем.

«Заставив людей столкнуться с собственным использованием пластика, мы показали, что гражданская наука может стать катализатором не только для личных изменений, но и для коллективных действий», – объясняет профессор Крессида Бойер, заместитель директора Revolution Plastics Institute. Опрос также выявил высокий спрос на схемы повторного использования и пополнения тары. 41% респондентов назвали четкую экологическую информацию одним из трех главных факторов, влияющих на их выбор.

Ученые утверждают, что у супермаркетов и политиков есть прекрасная возможность использовать онлайн-платформы для продвижения многоразовых систем, особенно среди наименее осведомленных онлайн-покупателей. Они также призывают к введению обязательной стандартизированной маркировки для переработки, чтобы покончить с путаницей и вводящими в заблуждение заявлениями. «Люди чувствуют себя бессильными, потому что у них нет другого выбора, кроме как покупать то, что лежит на полках, – заключила профессор Бойер. – Данные нашего исследования показывают, что они готовы поддержать системные изменения, но для этого нужны шаги со стороны политиков и ретейлеров».

Точка зрения

Глобальное потепление угрожает популяции американских омаров

Эксперты: единого рецепта для климатической политики не существует