Восстановление природы Австралии требует 7,3 миллиарда долларов ежегодно

Организация Climate Energy Finance представила свои рекомендации к пересмотру схемы кредитования углеродных единиц ACCU, запланированному на 2026 год. Аналитики настаивают на необходимости существенных реформ в государственной политике Австралии для достижения климатических целей 2035 года. В документе подчеркивается, что для эффективной декарбонизации промышленности и восстановления природного капитала требуется немедленное вмешательство регуляторов. Эксперты указывают на важность установления правильных ценовых сигналов, которые стимулировали бы реальное сокращение выбросов на предприятиях, а не просто покупку дешевых компенсационных квот.

В настоящее время Австралия сталкивается с двойным климатическим кризисом, совокупная стоимость которого для граждан оценивается в 38 миллиардов австралийских долларов ежегодно. Согласно прогнозам, к 2060 году эта цифра может удвоиться до 73 миллиардов. Для предотвращения негативного сценария необходимо ускорить электрификацию и направить капиталы в проекты по охране и восстановлению природы. Авторы доклада считают, что схема ACCU при правильных настройках может стать ключевым механизмом для решения обеих задач. Главным инструментом воздействия на рынок должна стать растущая цена на углерод, которая будет стремиться к паритету с европейской системой торговли квотами EU ETS, где текущая цена составляет около 82 евро за тонну.

Программа ACCU должна быть тесно интегрирована с механизмом Safeguard Mechanism, регулирующим выбросы крупных промышленных объектов. Аналитики предлагают постепенно снижать порог участия в этом механизме с нынешних 100 тысяч тонн выбросов в год до 25 тысяч тонн к 2030 году. Это позволит охватить большее количество загрязнителей и заставит их инвестировать в технологии сокращения выбросов. Без достаточно высокой цены на углерод промышленным эмитентам выгоднее продолжать загрязнять атмосферу, тогда как ужесточение правил создаст финансовый стимул для внедрения экологически чистых решений.

Статистика показывает, что текущие успехи Австралии в снижении выбросов обеспечены в основном сектором землепользования. С 2005 по 2024 год национальный объем выбросов сократился на 29%, однако 91% этого снижения приходится на изменения в лесном хозяйстве и землепользовании. Если исключить этот сектор, то реальное сокращение промышленных и транспортных выбросов за почти два десятилетия составило всего 17 миллионов тонн, что является крайне низким показателем. Более того, выбросы от транспорта и стационарной энергетики за этот период фактически выросли. Министерство финансов признает наличие неопределенности в отношении того, сможет ли земельный сектор обеспечить достижение нетто-нулевых показателей без радикальных изменений в других отраслях.

Для восстановления деградировавших ландшафтов Австралии требуются колоссальные инвестиции. По оценкам ученых, для этого необходимо ежегодно выделять около 7,3 миллиарда долларов в течение 30 лет. Частный капитал должен играть ведущую роль в этом процессе, но государство обязано создать соответствующие условия. Интеграция углеродного рынка с природоохранными инициативами позволит перенаправить средства от промышленных загрязнителей на восстановление экосистем. Это создаст возможность использовать доходы от продажи углеродных обязательств для финансирования проектов в сельском хозяйстве и лесном фонде, имеющих дополнительные выгоды для биоразнообразия.

Финансирование природы не может быть обеспечено только за счет государственного бюджета. Глобальный опыт показывает огромный разрыв между необходимыми и фактическими вложениями в природные решения. В то время как экологически вредные субсидии в мире достигли 1,7 триллиона долларов США, инвестиции в охрану природы составляют лишь 200 миллиардов. Австралийская модель рынка, где спрос на углеродные единицы формируется промышленностью, а предложение — земельным сектором, имеет потенциал исправить этот дисбаланс. Однако для этого необходимо обеспечить высокие стандарты целостности проектов и исключить возможность получения кредитов за фиктивные улучшения.

Авторы отчета предостерегают от чрезмерной критики механизма офсетов, отмечая, что самым большим риском для климата является бездействие. Аргументы против компенсационных механизмов, звучащие со стороны некоторых экологических групп, могут непреднамеренно лишить природоохранные проекты необходимого финансирования. Вместо отказа от рыночных инструментов эксперты призывают сосредоточиться на повышении их прозрачности и качества. Важно, чтобы проекты ACCU приносили реальную пользу биоразнообразию, восстанавливали почвы и водные ресурсы, а не служили лишь инструментом бухгалтерского учета выбросов.

Глобальные страховые компании и финансовые институты уже признают утрату биоразнообразия материальным риском для экономики. Около 55% мирового ВВП так или иначе зависит от состояния природы. В Австралии разрушение среды обитания, инвазивные виды и изменение климата привели к катастрофическому сокращению популяций диких животных. Без срочных мер по изменению политики страна рискует столкнуться с ежегодными убытками от стихийных бедствий в размере 43 миллиардов долларов к 2050 году, а также с падением стоимости недвижимости и производительности труда. Реформа схемы ACCU рассматривается как критически важный шаг для предотвращения этих экономических и экологических потерь.

Точка зрения

Децентрализация и умные сети станут основой климатической устойчивости