
Согласно новому отчету аналитического центра Ember, 2025 год стал переломным моментом в глобальном переходе на экологически чистый транспорт. Развивающиеся рынки перестали быть догоняющими и начали опережать традиционных лидеров автомобильной промышленности в темпах внедрения электромобилей. Анализ данных из 60 стран показывает, что рост продаж в этих регионах придал мощный импульс всей отрасли: более четверти всех новых автомобилей, проданных в мире в текущем году, являются электрическими. Новые игроки стремительно переходят на электротягу, присоединяясь к Китаю и Европе в достижении высоких показателей рыночной доли и оставляя позади устоявшиеся авторынки.
География распространения электротранспорта кардинально изменилась по сравнению с 2019 годом, когда лишь четыре страны имели долю продаж электромобилей выше 10%, и все они находились в Европе. В 2025 году этот порог преодолели уже 39 государств, причем треть из них расположена за пределами европейского континента. Китай в этом году впервые преодолел отметку в 50% продаж электрокаров, закрепив за собой статус крупнейшего мирового рынка. Однако наиболее впечатляющая динамика наблюдается в странах Юго-Восточной Азии и Латинской Америки, которые видят в электрификации стратегические преимущества — от улучшения качества воздуха до снижения зависимости от импорта ископаемого топлива.
Особое внимание аналитики уделяют странам АСЕАН, которые становятся новыми лидерами индустрии. Вьетнам продемонстрировал феноменальный рост, удвоив долю электромобилей с 2024 года до почти 40% в 2025 году. Этот показатель позволил стране обойти по уровню проникновения электротранспорта Великобританию и Евросоюз. Ключевую роль здесь сыграл местный производитель VinFast, чьи модели составили подавляющее большинство продаж. Таиланд также впервые преодолел 20-процентный барьер, а Индонезия достигла показателя в 15%, обогнав по этому параметру Соединенные Штаты.
В Латинской Америке наблюдается схожая тенденция. Уругвай вышел в лидеры региона с долей электромобилей в 27%, что сопоставимо со средним уровнем по ЕС. Коста-Рика достигла 17%, а Бразилия, Мексика и Колумбия продолжают демонстрировать устойчивый рост, опережая Японию, где доля электрокаров застыла на уровне 3%. Примечательно, что даже в странах с высокой зависимостью от ископаемого топлива в энергобалансе, таких как Индонезия, переход на электротягу позволяет сократить потребление топлива почти на 50% благодаря высокой энергоэффективности электродвигателей.
Китайский экспорт электромобилей оперативно реагирует на этот сдвиг спроса. С середины 2023 года практически весь рост экспорта из Китая приходится на страны, не входящие в ОЭСР. Бразилия, Мексика, ОАЭ и Индонезия вошли в число главных направлений для китайских производителей в 2025 году. Это подтверждает, что развивающиеся экономики становятся основным драйвером глобального спроса, в то время как рост на традиционных западных рынках замедляется.
Политика государственной поддержки играет решающую роль в этом процессе. В то время как некоторые развитые страны сворачивают стимулы, развивающиеся рынки внедряют амбициозные меры. Эфиопия, например, с 2024 года полностью запретила импорт автомобилей с двигателями внутреннего сгорания, что привело к росту доли электрокаров до 60%. В Непале этот показатель достиг 76%. Такие страны, как Турция и Индонезия, используют налоговые льготы и тарифное регулирование для привлечения иностранных инвестиций в производство. Компании вроде BYD и CATL активно создают производственные мощности в этих регионах.
На фоне успехов Глобального Юга ситуация в Северной Америке выглядит контрастно. В США и Канаде в 2025 году наблюдается откат стимулирующих мер. Администрация президента США Дональда Трампа отменила федеральные налоговые льготы на покупку электромобилей, а в Канаде финансирование программы стимулирования было приостановлено. Это приводит к тому, что традиционные авторынки теряют лидерство, уступая место новым экономикам, которые формируют будущее глобального автомобильного рынка. Текущие прогнозы мирового спроса на нефть, основанные на старых предположениях о медленном росте электромобильности за пределами Китая и Европы, вероятно, потребуют пересмотра.