Чистое судовое топливо уменьшает охлаждающий эффект облаков



Атаки на морские суда в Красном море привели к неожиданным последствиям для изучения облаков над Южной Атлантикой. Для ученого–атмосферника Майкла Даймонда из Университета штата Флорида перенаправление грузовых судов предоставило редкую возможность прояснить один из насущных вопросов климатологии – как более чистое топливо влияет на формирование облаков.

В исследовании, опубликованном в журнале Atmospheric Chemistry and Physics, Даймонд и его коллега Лилли Босс показали, что новые топливные стандарты, сократившие содержание серы примерно на 80%, привели к уменьшению формирования облачных капель на 67% по сравнению с использованием более грязного топлива в прошлом. Полученные данные помогут уточнить глобальные климатические модели, что даст ученым и политикам более точные прогнозы и понимание того, как экологическая политика может защитить здоровье человека.

В январе 2020 года Международная морская организация (IMO) ввела требование о значительном снижении содержания серы в судовом топливе для борьбы с загрязнением воздуха. Аэрозоли от судовых выбросов, особенно сульфаты, влияют на образование и яркость облаков. Эти частицы действуют как «семена», заставляя облака формироваться из большего числа мелких капель. Такие облака становятся ярче и лучше отражают солнечный свет, создавая охлаждающий эффект, который исторически маскировал около трети потепления, вызванного парниковыми газами.

Однако воздействие загрязнения воздуха на климат отличается большой неопределенностью. В отличие от долгоживущих парниковых газов, таких как CO2, которые остаются в атмосфере веками, аэрозоли сохраняются лишь несколько дней или недель. Эта короткая продолжительность жизни в сочетании с непредсказуемостью облаков делает взаимодействие аэрозолей и облаков самым большим источником неточностей в глобальных климатических прогнозах. Ранее ученые уже отмечали, что после 2020 года облака над основными судоходными коридорами стали формироваться из более крупных и менее многочисленных капель. Сейчас ведутся споры о том, какую роль уменьшение отражающей способности облаков сыграло в волнах жары в Атлантическом океане в 2023 и 2024 годах.

С ноября 2023 года нападения в Баб–эль–Мандебском проливе вызвали резкое сокращение судоходства в Красном море и всплеск трафика вокруг мыса Доброй Надежды. В результате в регионе Южной Атлантики, который из–за своих устойчивых низких облаков очень чувствителен к выбросам, произошло внезапное и массовое увеличение числа судов. Поскольку перенаправление было вызвано конфликтом, а не погодой или политикой, исследователи смогли наблюдать, как облака меняются в прямой зависимости исключительно от судовых выбросов. Такие четкие причинно–следственные связи почти невозможно создать в контролируемых экспериментах, что делает этот случай ценным естественным испытанием.

Спутниковые данные выявили явное увеличение диоксида азота (NO2) над юго–восточной частью Атлантического океана. Этот газ, выбрасываемый судовыми двигателями и не затронутый новыми правилами IMO, послужил надежным индикатором повышенной активности судов. Это позволило ученым напрямую сравнить условия до и после введения規制 в условиях интенсивного судоходства.

«Неожиданное изменение маршрутов мирового судоходства предоставило нам уникальный шанс количественно оценить взаимодействие аэрозолей и облаков, уменьшая самый большой источник неопределенности в глобальных климатических прогнозах, – отметил Даймонд. – Когда твоя лаборатория – это атмосфера, не каждый день удается проводить подобные эксперименты. Это была бесценная возможность получить более точное представление о том, что происходит на Земле».

Точка зрения

Переход Африки к чистому топливу под угрозой из-за инфраструктуры и финансов

Адаптация беттонгов к твердым семенам поможет сохранить вид