
Давно назревший переход Африки на экологически чистые способы приготовления пищи потерпит неудачу без серьезного пересмотра финансирования, транспортировки и регулирования сжиженного углеводородного газа (СУГ). Такой вывод сделали топ-менеджеры в ходе дискуссии на Форуме по инвестициям в энергетику Африки G20, который прошел в Йоханнесбурге.
Эксперты отметили редкое совпадение политической воли – «Большая двадцатка» признала переход на чистое топливо для приготовления пищи приоритетной задачей. Однако они предупредили, что критические пробелы в инфраструктуре и неработающая система финансирования замедляют прогресс.
Спрос на СУГ в Южной Африке составляет «чуть менее 500 000 метрических тонн», однако предложение остается ограниченным из-за простаивающих нефтеперерабатывающих заводов и фрагментированной транспортной сети. По словам Сесахо Магадлы, исполняющей обязанности генерального директора компании PetroSA, возобновление работы НПЗ, включая завод по производству топлива из газа в Моссел-Бей, является «приоритетом». Она добавила, что компания планирует мобилизовать мощности к 2026 году, чтобы снизить давление на внутренний рынок.
Инфраструктура – это не только производство. PetroSA изучает возможность модернизации железных дорог, в частности, для соединения залива Салданья с Мозамбиком, чтобы разгрузить транспортные потоки и обеспечить масштабные поставки СУГ. Это требует «сотрудничества за пределами энергетического сектора», отметила Магадла, «чтобы после запуска железнодорожного сообщения можно было объединить существующую разрозненную транспортную сеть и перемещать продукт».
Представители частного сектора поддержали призыв к масштабной транспортной реформе. Тамсин Рэнкин Дональдсон, руководитель отдела маркетинга и коммуникаций в Petredec, заявила, что плохая логистика и ограниченная пропускная способность терминалов добавляют «премию в 10–20%» к стоимости СУГ, поскольку компании вынуждены «перевозить небольшие партии через маленькие терминалы». По ее словам, Африке срочно нужна «инфраструктура, которая позволит нам ввозить большие объемы», включая терминалы, способные принимать очень крупные газовозы (VLGC).
На данный момент Petredec строит терминал для СУГ в Танге и изучает возможность создания железнодорожного сообщения из Ричардс-Бей с внутренними рынками Южной Африки. Главный запрос компании к властям ясен: правительства должны сделать приоритетом «оптимизацию процессов выдачи разрешений» для ускорения реализации проектов.
Пока инфраструктура определяет доступность топлива, финансирование решает, перейдут ли проекты от концепции к строительству. «Механизм зеленого финансирования используется недостаточно», – заявил Титус Мате, генеральный директор Южноафриканского национального института развития энергетики. По его словам, инвесторам не хватает данных для количественной оценки сокращения выбросов и экономии энергии от внедрения чистых технологий приготовления пищи. «Когда вы думаете о чистом топливе и СУГ, самая большая проблема – это данные».
Мате призвал к созданию единой общеафриканской платформы данных о чистом приготовлении пищи и предложил создать фонд финансирования проектов СУГ при поддержке Африканского союза, G20 и мировых институтов, «чтобы ускорить реализацию проектов СУГ по всей Африке и достучаться до конечных потребителей».
Отсутствие механизмов углеродных кредитов для СУГ также стало центральной темой обсуждения. По данным Международного энергетического агентства, Африке требуется 37 миллиардов долларов для обеспечения всеобщего доступа к чистым способам приготовления пищи к 2030 году. Однако существующая система углеродных кредитов практически не поддерживает решения на основе СУГ. «Мы должны включить углеродные кредиты в обсуждение СУГ», – сказал Анибор Крага, исполнительный секретарь Африканской ассоциации нефтепереработчиков и дистрибьюторов. Экологичные кухонные плиты могут претендовать на кредиты, а СУГ – нет, что ставит в невыгодное положение решение, наиболее способное к быстрому масштабированию.
Для инвесторов первостепенное значение имеет ясность регулирования. «Если я финансист, я хочу видеть четкое регулирование и подготовку проекта», – отметил Крага, добавив, что Африке также необходимо привлекать конкурентоспособную рабочую силу для реализации проектов в требуемом темпе.
Рэнкин Дональдсон подчеркнула масштаб проблемы: для достижения всеобщего доступа к чистому приготовлению пищи к 2040 году требуется 80 миллионов новых подключений ежегодно – «в семь раз быстрее, чем мы делаем это сейчас». Без быстрых инвестиций в транспортные сети, реформы разрешительной системы и системы углеродных кредитов, которая признает климатические преимущества СУГ, Африка рискует упустить уникальную возможность обеспечить население чистой и доступной энергией для приготовления пищи.