Приматологи из Уорикского университета и Института Макса Планка выяснили, что молодые орангутаны овладевают искусством строительства гнезд через социальное обучение. Они внимательно наблюдают за старшими, а затем практикуются, осваивая сложные навыки, необходимые для выживания в дикой природе.
Для древесных видов, таких как орангутаны, надежное гнездо –– это не просто место для сна. Оно защищает от хищников, помогает сохранять тепло, служит безопасной платформой на большой высоте и даже, как показывают исследования, обладает свойствами, отпугивающими москитов. Однако до сих пор оставалось неясным, как именно обезьяны приобретают этот сложный навык.
Новое исследование, опубликованное в журнале Nature Communications Biology, показало, что детеныши суматранских орангутанов целенаправленно «подглядывают» за работой своих матерей и других сородичей. На основе 17-летних наблюдений ученые установили, что после такого пристального наблюдения молодые особи с большей вероятностью приступают к практике. Если же детеныш находился рядом, но отвлекался и не следил за процессом, он, как правило, не пытался строить сам. Это доказывает, что активное наблюдение является ключевым элементом обучения.
Орангутаны строят два типа гнезд: простые дневные «каркасы» для отдыха и сложные ночные платформы. Ночные гнезда –– это настоящие инженерные сооружения, которые могут располагаться на высоте до 20 метров. Они включают элементы комфорта, такие как «подушки», «одеяла» и даже «крыши» для защиты от непогоды. Молодые орангутаны уделяют особое внимание именно сложным этапам, например, добавлению этих удобств или созданию гнезда между несколькими деревьями, и чаще практикуются после наблюдения за ними.
По мере взросления орангутаны начинают учиться не только у матерей, но и у других особей, выбирая новых «наставников». Это помогает им разнообразить знания о том, какие деревья подходят для строительства. Таким образом, они перенимают не только то, «как» строить, но и «из чего». По словам доктора Ани Пермана, ведущего автора статьи, хотя склонность к гнездованию может быть врожденной, детали и методы должны быть усвоены социально с самого раннего возраста.
Интересно, что, повзрослев, орангутаны часто возвращаются к использованию тех же пород деревьев, которые предпочитали их матери, словно признавая, что самые эффективные методы уже были найдены. По словам доктора Кэролайн Шуппли, старшего автора исследования, это устойчивое различие в выборе материалов между поколениями указывает на наличие у диких орангутанов культурных элементов, которые могут быть утрачены без сохранения вида и его среды обитания.
Открытие подтверждает, что социальное обучение играет фундаментальную роль в выживании орангутанов. Оно показывает, как эти человекообразные обезьяны способны осваивать сложные многоэтапные процессы, просто наблюдая и практикуясь. Поскольку строительство гнезд –– это древнее поведение, существовавшее у предков обезьян миллионы лет назад, это открытие также указывает на древние эволюционные корни социального обучения у приматов.