Новое исследование показывает, что птицы на Галапагосских островах изменяют свое поведение под воздействием шума дорожного движения. Особи, часто контактирующие с транспортными средствами, демонстрируют повышенный уровень агрессии.
Работа, опубликованная в научном журнале «Animal Behaviour», была проведена экспертами из Anglia Ruskin University (ARU) и Исследовательского центра Конрада Лоренца при Венском университете. Ученые изучили влияние шумового загрязнения от транспортных средств на галапагосских желтых славок (Setophaga petechia aureola) – певчих птиц, широко распространенных на архипелаге.
Галапагосские острова, расположенные более чем в 800 километрах от побережья Эквадора, считаются природной живой лабораторией из-за большого количества уникальных, эндемичных видов. Галапагосская желтая славка генетически отличается от других желтых славок, обитающих на американских континентах, и классифицируется как подвид.
Посещение Галапагосских островов в 1835 году помогло Чарльзу Дарвину разработать теорию эволюции путем естественного отбора. Однако в последние десятилетия наблюдается значительный рост человеческого населения. Наряду с развитием туризма, постоянное население увеличивается более чем на 6% в год, что приводит к увеличению количества транспортных средств на дорогах островов.
В ходе нового исследования ученые воспроизводили птичьи песни через динамик, имитируя вторжение «чужака», сопровождая это записанным шумом дорожного движения. Эксперименты проводились в 38 местах обитания галапагосских желтых славок на островах Флореана и Санта-Крус. Двадцать участков находились в пределах 50 метров от ближайшей дороги, а 18 – на расстоянии более 100 метров.
Исследователи измеряли характеристики пения, обычно используемого для отпугивания соперников, и физические агрессивные реакции, такие как близкое приближение к динамику и многократные пролеты над ним.
Во время тестов с использованием шума дорожного движения было обнаружено, что галапагосские желтые славки, обитающие на придорожных территориях, проявляли повышенную агрессию. В то же время, у птиц, живущих вдали от дорог, наблюдалось снижение агрессивности во время шумовых тестов по сравнению с испытаниями без шума.
Важно отметить, что эффект проживания на придорожной территории проявился даже на острове Флореана, где насчитывается всего около 10 транспортных средств. Это говорит о том, что даже минимальный опыт взаимодействия с дорожным движением влияет на реакцию птиц на шум.
Кроме того, галапагосские желтые славки на более населенном острове Санта-Крус увеличивали продолжительность своего пения при столкновении с шумом транспорта. Эти результаты подтверждают идею о том, что долгосрочный отбор, основанный на опыте шумового воздействия, или предыдущий опыт шумового воздействия отдельной птицы, позволяет им адаптироваться и корректировать характеристики своих песен.
Наконец, во время шумовых экспериментов птицы повышали минимальные частоты своих песен, независимо от близости их территории к дороге. Это помогает уменьшить перекрытие их сигналов с низкочастотным шумом дорожного движения.
Соавтор исследования, доктор Чаглар Акчай, старший преподаватель поведенческой экологии в Anglia Ruskin University (ARU), говорит, что птицы используют пение во время защиты территории как агрессивный сигнал. Однако, если внешний шум, такой как дорожный, мешает передаче сигналов, эффективно блокируя этот канал связи, усиление физической агрессии становится адекватной реакцией.
Результаты показывают, что изменение агрессивных реакций у желтых славок происходило в основном вблизи дорог. Птицы, занимающие придорожные территории на обоих островах и, следовательно, регулярно сталкивающиеся с шумом транспорта, могли научиться усиливать физическую агрессию, когда территориальное вторжение сопровождалось дорожным шумом.
Доктор Акчай также отмечает, что есть свидетельства попыток птиц справиться с шумом путем корректировки своего пения: желтые славки во всех местах обитания повышали минимальную частоту своих песен, чтобы их было лучше слышно на фоне шума транспорта.
Исследование показывает важность учета поведенческой пластичности при разработке мер по сохранению видов и стратегий по смягчению воздействия шумового загрязнения на дикую природу. Оно также подчеркивает значительное влияние человеческой деятельности на поведение диких животных даже в относительно удаленных местах, таких как Галапагосские острова.