Электромобили: «зеленая» иллюзия на нефти и ресурсах бедных стран

В Калифорнии активно внедряют электромобили, однако губернатор Ньюсом, по-видимому, упускает из виду, что они, как и многие другие продукты, не могут существовать без нефти. Тысячи деталей и компонентов электрокаров, от шин и изоляции до компьютерных систем, производятся из нефтепродуктов, получаемых из сырой нефти.

Стремление губернатора Ньюсома «отойти от ископаемого топлива» пока не учитывает фундаментальный факт: человечество зависит не столько от самого ископаемого топлива, сколько от продуктов и транспортного горючего, которые из него производятся для удовлетворения материальных потребностей общества и экономики. Несмотря на высокий спрос на эти продукты и топливо, которые так называемые возобновляемые источники энергии произвести не могут, только экономики с высоким уровнем благосостояния, подобные калифорнийской, продвигают «зеленые» движения, внедряя их посредством директив и дорогостоящих субсидий.

Недавно выпущенный документальный фильм «Электромобили: хорошие, плохие и злые» (Electric Vehicles: The Good, The Bad and The Ugly) предлагает не просто очередной хвалебный обзор отрасли, хотя в нем и уделяется должное внимание технологическим достижениям, их преимуществам и потенциалу. Эта 90-минутная лента представляет собой просветительский, образовательный и увлекательный материал, обязательный к просмотру для повышения энергетической грамотности и формирования собственного мнения об электромобилях. Фильм доступен для покупки за 12,99 доллара и для 72-часовой аренды за 9,99 доллара.

Вызывает тревогу, что политики, преимущественно в богатых странах, продвигают «зеленую» повестку, которая фактически поддерживает гуманитарные проблемы и деградацию окружающей среды в более бедных развивающихся странах. Именно там ведется добыча экзотических минералов и металлов, необходимых для «озеленения» экономики. В фильме, рассказчиком которого выступил Ларри Элдер – радиоведущий, писатель, политик, юрист и бывший кандидат в губернаторы Калифорнии, – демонстрируется, как добыча материалов для аккумуляторов электромобилей в этих странах приводит к разрушению экосистем и нарушениям прав человека, в основном затрагивая местное население с желтым, коричневым и черным цветом кожи. Все это делается исключительно ради материалов для производства батарей электромобилей.

Ресурсы нашей планеты, существующей уже четыре миллиарда лет, не безграничны. Запасы нефти, газа, угля, а также критически важных для новых энергетических систем минералов, таких как литий, кобальт, марганец, различные редкоземельные элементы и многие основные промышленные металлы, истощаются с угрожающей скоростью. Добыча этих ресурсов ведется преимущественно в бедных развивающихся странах, часто в ужасных условиях труда, без соблюдения норм охраны здоровья и с серьезным ущербом для окружающей среды из-за примитивных технологий. Несмотря на возможные технологические прорывы в ближайшие десятилетия, которые могут позволить найти «больше» ресурсов, при текущих темпах их извлечения планета может оказаться «высосанной досуха» в течение 50, 100, 500 или 1000 лет. Возникает вопрос: не следует ли уже сейчас уделить больше внимания проблеме ограниченности природных ресурсов Земли, добываемых для удовлетворения потребностей более богатых стран, ведь наша планета будет существовать и дальше, с людьми или без них?

Фильм просвещает зрителей о том, что критически важные минералы и металлы, необходимые для широко разрекламированного «энергетического перехода» к электромобилям, ветряным турбинам и солнечным панелям, поступают из ненадежных, нестабильных или бедных развивающихся стран, таких как Китай и некоторые африканские государства. В этих странах зачастую слабое трудовое законодательство и недостаточный экологический контроль, что приводит к серьезной деградации окружающей среды, тяжелым социальным последствиям и нарушениям прав человека – и все это ради обеспечения «чистой» электроэнергией более состоятельных государств.

Возникает вопрос об этичности и моральности продолжения субсидирования «зеленых» инициатив богатыми странами, если это поощряет Китай и африканские страны к эксплуатации людей, работающих в невыносимых условиях, и усугубляет экологические проблемы ради производства аккумуляторов, ветряных турбин и солнечных панелей, предназначенных в основном для этих же богатых стран.

Темпы добычи и соотношение запасов к производству (R/P) для многих критически важных минералов вызывают серьезное беспокойство, поскольку большинство этих природных ресурсов не возобновляются. Это указывает на потенциальную неустойчивость текущей политики субсидирования «зеленой» энергетики. Даже страны с крупнейшими запасами сталкиваются с трудностями в наращивании добычи для удовлетворения прогнозируемого будущего спроса. Например, в 2024 году в мире было добыто около 240 000 тонн лития, что почти втрое больше, чем в 2020 году. Международное энергетическое агентство (IEA) прогнозирует рост спроса на литий до 450 000 тонн в год к 2030 году. Несмотря на значительные мировые запасы, их освоение остается сложной задачей. Что касается кобальта, то в 2024 году его мировое производство достигло рекордных 280 000 метрических тонн, причем 74% пришлось на Демократическую Республику Конго, известную проблемами детского труда и плохими условиями на рудниках.

Сегодня для производства типичного аккумулятора электромобиля, такого как у седана Tesla, требуется извлечение значительного количества сырья: лития, кобальта, никеля, марганца, меди, алюминия, графита, а также стали, пластика и других металлов для корпусов батарей. Фильм выражает обеспокоенность по поводу этих «кровавых минералов», поступающих в основном из развивающихся стран, с мест добычи, которые никогда не инспектируются политиками и покупателями электромобилей. Добыча и переработка связаны с огромными объемами сырья: общая масса материалов, включая вскрышные породы и отходы, для одной батареи электромобиля может составлять от 22 до 45 тонн, в зависимости от размера, химического состава батареи и эффективности добычи.

Текущие темпы извлечения природных ресурсов, таких как уголь, газ, литий и кобальт, для поддержки производства электроэнергии явно неустойчивы. Человечество не способно восполнить эти ресурсы, и источники их добычи в конечном итоге иссякнут. При нынешних темпах технически и экономически доступные мировые запасы могут быть исчерпаны в течение нескольких столетий, однако наша четырехмиллиардолетняя планета Земля продолжит свое существование в Солнечной системе, с людьми или без них.

Документальный фильм рекомендуется к просмотру политикам, ответственным за «безуглеродную» повестку в немногих богатых странах, которые нарушили стабильность поставок электроэнергии строгими правилами, преференциальными субсидиями и отказом от проверенных базовых источников энергии, таких как угольные, атомные и даже газовые электростанции. Им следовало бы сначала укрепить альтернативные источники, чтобы обеспечить потребителям непрерывное и доступное электроснабжение. Зрителям предлагается посмотреть документальный фильм «Электромобили: хорошие, плохие и злые», чтобы глубже понять «игру в наперстки», которую ведут богатые страны, эксплуатируя развивающиеся государства для поддержки так называемых чистых и «зеленых» электромобилей. Это поможет каждому самостоятельно решить, способны ли мировая экономика и окружающая среда выдержать массовое внедрение электрокаров для удовлетворения транспортных потребностей всех, а не только немногочисленной элиты на этой планете.

 

Перспектива

Засуха и кукуруза: как меняется качество сыра во Франции

Тайна саолы: генетики открыли ключ к возможному возрождению редкого вида

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *