Двойное дно китайского улова: как теневой флот разоряет моря и ведет шпионаж



Ежегодно Кения, Мадагаскар, Мозамбик, Южная Африка и Танзания теряют до 142,8 миллионов долларов из-за нелегального вылова креветок и тунца. По данным Всемирного фонда дикой природы, помимо этого, из вод этих стран незаконно вылавливают как минимум 56 видов акул и скатов, а также множество рифовых рыб. Однако реальный ущерб от незаконного, несообщаемого и нерегулируемого (ННН) рыболовства в Индийском океане, скорее всего, значительно превышает эти оценки.

Основным виновником является Китай, обладающий крупнейшим в мире рыболовецким флотом дальнего плавания и печальной репутацией главного нарушителя в сфере нелегального промысла. В последние годы китайские суда расширили свою деятельность в Индийском океане, и их интересы выходят далеко за рамки рыболовства. Пекин активно использует свой рыболовный флот в качестве морского ополчения, суда которого проходят подготовку под руководством Военно-морских сил Народно-освободительной армии Китая.

«Эти рыболовные суда потенциально служат передовыми активами Китая для операций в „серой зоне“ в Индийском океане, оснащенные сложным оборудованием для наблюдения, таким как подводные лазеры и камеры, а некоторые из них несут и оборудование военного класса», — пишут аналитики Аджай Кумар и Чарукеши Бхатт для Фонда Карнеги за международный мир. Суда действуют под военным командованием и собирают данные, которые могут быть использованы для поддержки подводных военных операций. Такое присутствие, в сочетании с доступом Китая к ключевым портам, полученным через экономические соглашения, укрепляет его стратегическое влияние на этом жизненно важном морском пути.

Для уклонения от контроля китайские рыболовные суда используют различные уловки. Одна из самых распространенных — злоупотребление местными правилами для регистрации судна под африканским флагом, что позволяет ему ловить рыбу в местных водах. Такая практика часто указывает на участие в незаконной деятельности. Флот Пекина также известен использованием запрещенных сетей, ловлей с применением взрывчатки и разрушительным донным тралением, которое уничтожает все живое на своем пути. Это истощает рыбные запасы, подрывает продовольственную безопасность и угрожает средствам к существованию примерно 12,3 миллионов человек, занятых в африканском рыболовстве.

На Мадагаскаре братья Лабако и Жерар, чьи семьи веками жили за счет рыбалки, столкнулись с отчаянным положением. Накопив денег, они купили маленький дизельный двигатель для своего деревянного каноэ, чтобы уходить дальше в море. «В последние годы рыбы стало мало, — говорит Жерар в отчете Всемирного банка. — Приходится уходить все дальше и дальше, чтобы что-то поймать. Это, конечно, опаснее, но иначе мы вернемся с пустыми руками». Истощение рыбных запасов уже привело к росту контрабанды, пиратства и морской организованной преступности. В Сомали пираты, иногда при поддержке террористической группировки «Аш-Шабааб», заявляют, что защищают местные воды от нелегальных рыбаков.

Пробелы в международных нормативных актах позволяют деятельности китайского флота оставаться практически безнаказанной. Конвенция ООН по морскому праву, основной документ по управлению океаном, не содержит конкретных требований к управлению рыболовством. Международная морская организация (IMO) пытается бороться с проблемой, но ее усилия подрываются непрозрачными морскими соглашениями Китая с финансово уязвимыми прибрежными государствами. В региональных рыбохозяйственных организациях (РРХО) Китай имеет значительное влияние, а решения там принимаются на основе консенсуса, что затрудняет соблюдение правил.

Единственным юридически обязывающим договором, нацеленным на борьбу с незаконным рыболовством, является Соглашение о мерах государства порта (PSMA), которое должно не допускать суда-нарушители в порты. Однако оно применяется только тогда, когда суда пытаются зайти в порты за пределами своего государства флага. Китайские суда, работающие под флагами африканских стран, легко обходят это ограничение, заходя в порты тех самых государств, под флагом которых они и ходят. «Таким образом, они избегают ограничений PSMA, заходя в порты самого государства флага», — заключают Кумар и Бхатт.

Перспектива

Новый взгляд с неба: дроны помогли найти крупнейшее гнездовье черепах

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *