Зеленая сталь: европейская промышленность на пути к декарбонизации



Сталь – основа нашей цивилизации. Из нее состоят здания, мосты, автомобили, поезда и самолеты. Она повсюду, от бытовой техники до столовых приборов. Однако за эту незаменимость приходится платить высокую цену – производство стали оставляет огромный углеродный след. По данным ОЭСР, на долю черной металлургии приходится почти 8% мировых выбросов в энергетическом секторе. «Декарбонизация сталелитейного сектора является ключом к достижению климатических целей», – говорится в отчете организации. Международное энергетическое агентство добавляет, что усилия в этой области необходимо «значительно ускорить».

Однако переход к экологичному производству происходит в условиях экономического и геополитического шторма. Европейские производители стали бьют тревогу, заявляя о возможном коллапсе из-за наплыва дешевого китайского импорта и высоких американских пошлин. Ассоциация EUROFER, представляющая интересы отрасли в Европе, еще в ноябре 2024 года заявила, что европейская промышленность находится «на грани», указывая на падение производства, массовые увольнения и остановку проектов по декарбонизации. В такой обстановке переход к экономике замкнутого цикла становится как никогда важен.

Чтобы достичь климатической нейтральности к 2050 году, сталелитейной промышленности ЕС необходимо сократить выбросы CO2 на 35%. Но переработка побочных продуктов металлургии – сложная задача, которая до сих пор зависит от ископаемого топлива, а существующие методы приводят к выбросу около 49 миллионов тонн CO2 в год. «Большинство побочных продуктов, образующихся в черной металлургии, имеют очень мелкий размер частиц, и их обработка требует особых свойств», – объясняет Хавьер Реаль Салас из испанского технологического центра CIRCE. – «Некоторые из них содержат экологически опасные и труднообрабатываемые металлы. Другие, например шлак, не имеют стабильного качества, что ограничивает их применение. Более того, переработка побочных продуктов для повторного использования часто является энергоемкой и дорогой».

Хавьер Реаль Салас координирует проект ZHyRON, финансируемый ЕС, цель которого – разработать инновационный процесс переработки сталелитейных отходов. Вместо традиционных методов, основанных на использовании углерода (кокса), или, в худшем случае, захоронения на свалках, проект предлагает технологию, сочетающую металлургические процессы с использованием водорода в качестве безуглеродного реагента. Это позволяет экологически безопасно извлекать ценные металлы, такие как железо и цинк.

«Мы специализируемся на извлечении цинка и олова из побочных продуктов и отходов сталелитейного производства, а также на восстановлении драгоценных, редких и стратегических металлов из различного вторсырья», – говорит Филипп Анри, директор бельгийской группы JGI-HYDROMETAL, ключевого участника проекта. – «Процесс ZHyRON, находящийся в стадии разработки, обладает значительным потенциалом не только для расширения извлечения цинка, но и для снижения воздействия сталелитейной промышленности на окружающую среду за счет использования водорода, потенциально полученного из возобновляемых источников энергии».

На фоне разработки новых технологий растут опасения, что глобальное давление и ответные меры ЕС могут поставить под угрозу «зеленый» переход. В октябре 2025 года Еврокомиссия предложила новые меры для защиты сталелитейного сектора, включая удвоение до 50% тарифов на импорт сверх квот. В EUROFER приветствовали эти предложения, однако в других кругах этот шаг раскритиковали как протекционистский и потенциально вредный для экологии. «Сомнительно, что высокие тарифы на весь импорт стали, независимо от ее углеродного следа, соответствуют цели декарбонизации сектора», – отметил специалист по торговой политике Игнасио Гарсия Берсеро.

Ассоциация европейских промышленных производителей даже призвала отложить введение климатических норм ЕС, предупреждая, что текущие правила представляют собой «практически непреодолимую проблему для многих компаний», а высокие затраты на выбросы CO2 угрожают конкурентоспособности и самой трансформации. Эксперты по переработке и политике также указывают на высокие цены на энергию как на одно из главных препятствий для жизнеспособности отрасли и инвестиций в экологичные технологии.

«Пути декарбонизации часто требуют еще большего количества электроэнергии, чем традиционные методы. Например, для производства „зеленой“ стали требуется в три-четыре раза больше электроэнергии, чем для доменных печей», – комментирует Анна Кроуфорд, политический аналитик Европейского политического центра (EPC). Она также определяет доступ к капиталу для инвестиций в чистые технологии как серьезную проблему, ссылаясь на «фрагментированную финансовую систему» ЕС.

Несмотря на трудности, проект ZHyRON успешно движется вперед, достигнув всех поставленных целей. Хавьер Реаль Салас подчеркивает глобальную важность таких инициатив: «Сталь можно перерабатывать бесконечно, она на 100% пригодна для вторичного использования без потери качества. Переработка в сталелитейном секторе – один из самых действенных рычагов для продвижения „зеленого“ перехода в мировом масштабе, играющий решающую роль в сокращении выбросов углерода и создании моделей экономики замкнутого цикла».

По мнению Анны Кроуфорд, Европе следует рассматривать оборонную промышленность как стимул для повышения спроса на «зеленую» сталь, а вопросы безопасности и декарбонизации должны быть взаимосвязаны в промышленной стратегии ЕС. Она утверждает, что для защиты сталелитейного сектора потребуется больше, чем протекционистские меры. «Будущая конкурентоспособность зависит от резкого снижения затрат на энергию и обеспечения надежного финансирования дорогостоящего перехода на „зеленое“ производство. Без решительных действий в этих областях ЕС рискует пожертвовать промышленными ресурсами, жизненно важными как для „зеленого“ перехода, так и для безопасности континента».

Точка зрения

Выбросы CO2 от ископаемого топлива в 2025 году достигнут рекордного уровня

Считавшуюся вымершей рыбу Moema claudiae нашли в Боливии