
Европейский союз под давлением Германии, Италии и шести других стран-членов принял решение смягчить план по полному запрету на продажу автомобилей с двигателями внутреннего сгорания (ДВС) к 2035 году. Вместо первоначальной цели по 100%-му сокращению выбросов CO2 для новых автомобилей теперь предлагается планка в 90%. Это изменение позволит продавать до 10% новых машин с ДВС, работающих на синтетическом топливе. В результате автомобиль, зарегистрированный в 2036 году, скорее всего, все еще будет на дорогах в 2050 году – в год, когда ЕС планирует достичь климатической нейтральности.
Такое ослабление амбиций не только закрепляет уровень вредных выбросов и продлевает зависимость от импортируемого топлива, но и отвлекает капитал от технологий, определяющих будущую конкурентоспособность Европы. Тем временем китайские производители электромобилей стремительно расширяют свое присутствие на европейском рынке. Ожидается, что их доля удвоится и достигнет 15% уже к 2025 году.
Берлин удваивает усилия по сохранению двигателей внутреннего сгорания, несмотря на то, что потребительские тенденции в самой Германии указывают на иное будущее. Регистрации аккумуляторных электромобилей (BEV) показали почти 50%-ный рост в годовом исчислении, что делает их одним из немногих растущих сегментов на фоне общего застоя на автомобильном рынке.
Пока Китай делает ставку на аккумуляторы, масштабирование производства и упрощенные конструкции, Европа рискует поддаться ностальгии по ДВС. Вместо того чтобы цепляться за идентичность, связанную с двигателями внутреннего сгорания, ей необходимо стать лидером в технологиях, которые востребованы потребителями по всему миру.
По мнению экспертов, для компенсации ослабленного запрета ЕС и его членам необходимы решительные меры. Политикам следует установить обязательные промежуточные цели по доле электромобилей в новых регистрациях – например, на 2030 и 2035 годы – с системой поощрений для компаний, перевыполняющих план, и штрафов для отстающих. Без этого 90%-ная цель может стать лазейкой для продолжения продаж автомобилей с ДВС и в 2030-е годы.
Кроме того, промышленная политика и государственная поддержка, включая налоговые льготы и субсидии, должны быть направлены на инвестиции в электромобили, аккумуляторы и зарядную инфраструктуру, а не на абстрактные «чистые» ДВС. Важно изменить и политическую риторику. Этот болезненный с культурной и потребительской точки зрения переход – не повод цепляться за сокращающийся рынок. Без сильного внутреннего производства электромобилей Европа рискует потерять ценовое влияние и стать пассивным покупателем на рынке, где доминирует Китай.
Сдвиг в политике ЕС последовал за призывами немецких политиков, таких как Фридрих Мерц, сохранить «высокоэффективные» двигатели и после 2035 года на фоне опасений общества по поводу потери рабочих мест. Некоторые, как премьер-министр Баварии Маркус Зёдер, утверждают, что даже 10%-ной квоты для синтетического топлива «недостаточно». Однако рыночные данные показывают, что реальный рост демонстрируют только электромобили и подключаемые гибриды, в то время как Европа рискует уступить позиции, цепляясь за прошлое.