Выживание умнейших: хищник использует светофор для добычи пищи

В условиях постоянно меняющегося мира животные демонстрируют удивительные способности к адаптации, используя элементы человеческой инфраструктуры в своих целях. Одним из ярких примеров такого поведения стала история, разворачивающаяся на оживленном перекрестке, где ястреб-купера научился использовать сигналы светофора и транспортный поток для охоты.

Эта история началась много лет назад, во время пребывания в кратере Нгоронгоро, уникальном месте в Африке. Там огромные стада животных соседствуют с не менее многочисленными группами туристов на внедорожниках, что нередко приводит к настоящим пробкам. Местный гид у костра рассказывает, что некоторые буйволы в кратере научились распознавать сигналы поворота автомобилей и используют это знание, чтобы уступать дорогу джипам и Land Rover. Хотя проверить достоверность этого рассказа так и не удалось, он пробудил глубокий интерес к тому, как животные воспринимают созданные человеком транспортные средства и взаимодействуют с ними.

К сожалению, наиболее распространенным и трагичным видом такого взаимодействия остается гибель животных на дорогах. Однако это далеко не полная картина. Многие животные научились извлекать пользу из автомобилей, и птицы, кажется, особенно преуспели в этом. Вороны, например, бросают грецкие орехи, моллюсков и даже мелких позвоночных на оживленные дороги, чтобы проезжающие машины раздавили их. Птицы-падальщики регулярно патрулируют оживленные трассы, чтобы мгновенно подобрать сбитых животных. Так, многие американские шоссе словно поделены между семьями воронов, которые наблюдают за ними с рассвета до заката в ожидании «добычи из-под колес». Певчие птицы собирают мертвых насекомых с автомобилей и даже умудряются вить гнезда в движущихся машинах, поездах и лодках. Мелкие птицы используют движущиеся автомобили как мобильные укрытия от преследующих их ястребов, а ястребы в одном украинском городе, как известно, уже давно используют движущиеся автомобили и трамваи в качестве прикрытия, чтобы незаметно подкрасться к своей добыче.

Наблюдения за необычным взаимодействием птиц и автомобилей привели к интересному открытию на одном из перекрестков недалеко от дома. Обычно этот перекресток не был сильно загружен, даже в утренний час пик, когда приходилось отвозить дочь в школу, зеленого света обычно ожидали всего несколько машин. Однако иногда пешеход нажимал кнопку вызова, и тогда красный свет горел значительно дольше, а очередь из машин удлинялась, растягиваясь до небольшого придорожного дерева с особенно густой кроной. В такие моменты светофор издавал звуковой сигнал, сообщая незрячим людям, что переходить дорогу безопасно.

Одним зимним утром, ожидая в машине смены сигнала светофора, удалось заметить ястреба-купера: он вылетел из того самого дерева, очень низко пролетел над тротуаром вдоль вереницы машин, сделал резкий поворот, пересек улицу между автомобилями и камнем упал на что-то возле одного из домов. Спустя несколько дней сцена повторилась, что побудило начать расследование. Оказалось, что дом, ставший целью атак ястреба, населяла большая дружная семья, любившая ужинать на переднем дворе. Оставленные ими хлебные крошки и другие остатки еды привлекали небольшую стайку птиц – воробьев, голубей, а иногда и скворцов. Именно за ними и охотился ястреб.

По-настоящему поразительным, на выяснение чего ушло гораздо больше времени, стало то, что ястреб атаковал только тогда, когда очередь машин была достаточно длинной, чтобы обеспечить ему прикрытие на всем пути от дерева до места охоты. А это происходило лишь после того, как кто-то нажимал кнопку пешеходного перехода. Как только активировался звуковой сигнал, хищник прилетал откуда-то на то самое дерево, дожидался, пока машины выстроятся в линию, и затем наносил удар. Это означало, что ястреб понимал связь между звуковым сигналом и последующей длиной автомобильной очереди. Птица также должна была обладать хорошей ментальной картой местности, потому что, когда очередь машин достигала ее дерева, хищник уже не мог видеть местонахождение своей добычи и должен был добираться туда по памяти.

Это была молодая птица. Ястребы-купера редко гнездятся в городах в нашем регионе, но являются частыми зимними гостями. Так что наблюдаемый ястреб почти наверняка был мигрантом, перебравшимся в город всего несколькими неделями ранее, и уже успел разобраться, как использовать дорожные сигналы и транспортные потоки. Следующей зимой ястреб уже во взрослом оперении, предположительно та же самая птица, охотился точно таким же способом. Однако следующим летом звуковой сигнал на светофоре сломался, а жильцы того дома переехали, так что стайки птиц исчезли. С тех пор ястребов-купера в этом районе больше не видели.

Ястреб-купера входит в довольно короткий список видов хищных птиц, успешно адаптировавшихся к жизни в городах. Город – сложная и очень опасная среда обитания для любой птицы, но особенно для крупного хищника, специализирующегося на живой добыче: ежедневно приходится уворачиваться от окон, машин, проводов и бесчисленного множества других опасностей, чтобы добыть себе пропитание. Эти наблюдения показывают, что ястребы-купера выживают и процветают в городской среде, по крайней мере частично, благодаря своему высокому интеллекту и способности к обучению.

 

Перспектива

Рост населения и застройка усугубляют риски лесных пожаров на юге США

Микропластик найден даже в самых заповедных морских зонах Бразилии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *