Над Гливице на юго-западе Польши светит солнце, пока в местном техническом университете разрабатывают планы по низкоуглеродным технологиям. Рядом, в Рыбнике, строится новый центр возобновляемой энергетики и водорода, призванный преобразить регион, десятилетиями зависимый от угля. Тем временем на крайнем севере Швеции сталелитейные компании SSAB и Stegra инвестируют в низкоуглеродные процессы, а в румынском городе Клуж-Напока инновационные IT-компании используют информационные технологии для экологизации экономики.
Это лишь несколько примеров из сотен европейских инициатив в области «зеленой» промышленности. Однако, несмотря на рост сектора, его долгосрочный успех далеко не гарантирован. Глобальная конкуренция ужесточается. Компании из Китая и других стран мира стремительно переходят на низкоуглеродную экономику. Чтобы оставаться в числе лидеров, Европейскому союзу необходимо делать больше, но для этого не хватает инвестиций.
Судьба «зеленого» курса Европы будет решаться в ходе переговоров по следующему долгосрочному бюджету ЕС на 2028–2034 годы. Государства-члены уже разделились на два противоборствующих лагеря. «Экономные страны» – Австрия, Финляндия, Нидерланды и Швеция при поддержке Германии – выступают против увеличения общих расходов. В то же время «друзья сплоченности» – Португалия, Испания и большинство стран Центральной и Восточной Европы – требуют больше денег на сельское хозяйство и региональное развитие. Давление на «зеленый» бюджет усиливает и общее согласие по поводу необходимости увеличения расходов на оборону.
Климатическая повестка и потребность в энергетической безопасности подталкивают правительства и промышленность по всему миру к переходу на возобновляемые источники энергии, электромобили и низкоуглеродное производство. Спрос на эти технологии резко вырос, и битва за будущие доли рынка уже началась. Европа, некогда лидер в этой области, сталкивается с растущим доминированием Китая, который сегодня производит более 80% всех солнечных панелей в мире. Замедление прогресса в ЕС уже заметно: европейские компании, такие как ArcelorMittal, откладывают инвестиционные планы из-за высоких затрат на энергию и неопределенности политики.
По оценкам Европейской комиссии, для достижения цели по сокращению выбросов на 55% к 2030 году необходимы дополнительные инвестиции в размере 477 миллиардов евро ежегодно. Значительную часть этого дефицита – от 130 до 260 миллиардов евро в год – должны покрыть государственные вложения. Средства требуются для развития чистых технологий, таких как ветроэнергетика и производство водорода, декарбонизации тяжелой промышленности – сталелитейной, цементной, алюминиевой – и масштабной модернизации электросетей, на которую, по предварительным подсчетам, нужно не менее 584 миллиардов евро.
Однако дело не только в деньгах. Для привлечения частного капитала необходимы стабильные и предсказуемые правила игры. Инвесторы должны быть уверены в долгосрочности климатических целей ЕС и надежности ключевых механизмов, таких как система торговли выбросами (ETS). Любая политическая неопределенность, например, отсрочка отмены бесплатных квот на выбросы для промышленности или резкое падение цен на них, снизит экономические стимулы для инвестиций в низкоуглеродные технологии.
В попытке решить эти проблемы Еврокомиссия предложила создать новый Фонд конкурентоспособности, который объединит 14 различных программ и упростит доступ к финансированию. Однако даже предложенных объемов может оказаться недостаточно, и существует значительный риск, что в ходе бюджетных переговоров эти расходы будут урезаны. Наиболее острые споры вызывает источник финансирования. Идея использовать часть доходов от системы торговли выбросами напрямую для бюджета ЕС встречает сопротивление стран, которые не хотят терять контроль над этими средствами.
Ключевой аргумент в пользу увеличения «зеленых» расходов заключается в том, что они являются вложением не только в климат, но и в безопасность и конкурентоспособность Европы. Инвестиции в энергетические сети и транспорт служат двойной цели – они способствуют как «зеленому» переходу, так и укреплению обороноспособности. Снижение зависимости от ископаемого топлива из авторитарных стран повышает геополитическую устойчивость ЕС. Кроме того, «зеленая» модернизация приграничных регионов, особенно на востоке, укрепит их экономику и снизит риск антиевропейских настроений.
Даже «экономные» страны выигрывают от общеевропейских «зеленых» инвестиций. Их инновационные компании получают новые заказы, что создает положительный экономический эффект для всего единого рынка. Адекватное финансирование позволит европейским компаниям конкурировать с Китаем в технологиях следующего поколения. Без сильной промышленной базы в долгосрочной перспективе будет невозможно финансировать ни региональную, ни сельскохозяйственную политику.
Переговоры по бюджету всегда сложны, но нынешний момент требует от лидеров ЕС подняться над традиционными разногласиями. На кону стоит «зеленая большая сделка», способная укрепить безопасность и повысить конкурентоспособность всего союза. Проекты, подобные запущенным в Польше, Швеции и Румынии, – это не абстрактные амбиции, а реальные инвестиции в промышленное и стратегическое будущее Европы. От итогового решения зависит, сможет ли ЕС возглавить глобальную гонку «зеленых» технологий или останется позади.