Общественные зарядные станции для электромобилей в США заработали дурную славу. Они постоянно выходят из строя, заряжают мучительно медленно, отказываются принимать оплату и оставляют водителей без энергии в самый неподходящий момент. Сторонники электротранспорта опасаются, что проблемы с надежностью тормозят его внедрение в критический момент кампании по сокращению выбросов парниковых газов.
Чтобы оценить масштаб проблемы, исследователи из Вашингтонского университета провели опрос, чтобы выяснить, насколько восприятие надежности общественных зарядок влияет на готовность приобрести свой первый электромобиль. Результаты оказались ошеломляющими. Участники с негативным мнением о зарядной инфраструктуре были гораздо менее склонны выбирать электрокар. Чтобы компенсировать их скепсис, требовались серьезные гипотетические уступки: скидка на автомобиль в 30%, увеличенный на 590 километров запас хода или появление 30 000 дополнительных общественных зарядных станций.
«Никто не знал, насколько надежность зарядных станций влияет на решения потенциальных покупателей, – заявил старший автор исследования Дон Маккензи, профессор гражданского и экологического инжиниринга. – Я не удивился направлению реакции, но ее масштаб поражает. Это ошеломляющие результаты. Это предупреждение для всей индустрии». Исследование было опубликовано в журнале Transport Policy.
Эти выводы появились в непростое для американского рынка электромобилей время. Рост продаж замедляется из–за политических факторов и отмены федеральных налоговых льгот. Плохое состояние общественных зарядок не внушает доверия покупателям и остается мощным сдерживающим фактором для всех, кто рискует выехать за пределы своего «домашнего радиуса» действия.
«Мы знаем о существовании “боязни запаса хода”», – отмечает ведущий автор Рубина Сингх. – «Нынешние владельцы электромобилей часто мирятся с проблемами, в то время как новички менее осведомлены о препятствиях. Если доверие будет подорвано, внедрение может замедлиться». Чтобы измерить связь между надежностью станций и поведением покупателей, команда создала гипотетические сценарии для 1500 участников, никогда не владевших электромобилем.
В ходе опроса участникам предлагали сделать выбор между электромобилем и сопоставимым бензиновым автомобилем, при этом исследователи меняли такие переменные, как стоимость, цены на топливо и запас хода. Оказалось, что даже наличие домашней зарядки не меняло ситуацию. «Результаты были практически одинаковыми для людей, имеющих доступ к домашней зарядке, и для тех, у кого его нет, – говорит Сингх. – Даже если им не пришлось бы полагаться на общественную сеть, респонденты все равно были обеспокоены ее надежностью».
Для автоиндустрии эти выводы служат как предупреждением, так и приглашением к дальнейшим исследованиям. Пока неясно, какие именно улучшения – например, гарантия работы станции в 99% случаев или усовершенствование системы оплаты – окажут наибольшее влияние на общественное мнение. Ясно одно: надежность должна стать приоритетом по мере расширения сетей.
«Сейчас это ахиллесова пята электромобилей, – заключает Маккензи. – Если мы будем подталкивать рынок к электромобилям до того, как решим эту проблему, это может вызвать настоящую негативную реакцию. Достаточно одного неудачного опыта, чтобы потерять клиента. Это большая опасность для будущего электротранспорта».