
Отходы от переработки томатов послужат сырьем для авиационного топлива. В рамках европейского проекта ToFuel под руководством Технологического университета Граца (TU Graz) разрабатывается новая концепция биопереработки, которая позволит превращать остатки томатного производства не только в экологичное топливо для самолетов, но и в удобрения, корм для животных и пищевое масло. Исследовательская группа стремится создать безотходный и климатически нейтральный процесс, который будет экономически конкурентоспособным и внесет важный вклад в отказ от ископаемого топлива в авиатранспорте.
Томаты – второй по потреблению овощ в мире после картофеля, а Евросоюз занимает третье место по их производству, собирая около 17 мегатонн урожая. Однако при этом образуется огромное количество остаточной биомассы – растительного материала, такого как цветы, листья, стебли, кожура, семена и некондиционные плоды. Большая часть этих остатков сжигается или утилизируется с высокими затратами. Одновременно достижение европейской климатической нейтральности и сокращение выбросов CO₂ в авиации во многом зависят от производства конкурентоспособных и экологичных авиационных топлив (SAF) из возобновляемого сырья. «По оценкам, около трех процентов экологичного авиатоплива, необходимого в Европе к 2030 году, можно будет покрыть за счет томатных выжимок, производимых в ЕС», – объясняет руководитель проекта Марлен Кинбергер из Института химической инженерии и экологических технологий TU Graz.
Чтобы превратить томатные отходы в высококачественное топливо, биомассу необходимо предварительно обработать. Проект ToFuel изучает две современные технологии разделения. При экструзии биомасса обрабатывается под воздействием тепла и давления, а затем расщепляется на клеточные компоненты при резком сбросе давления. Это создает оптимально подготовленную массу для последующей ферментации, в ходе которой микроорганизмы производят липиды, перерабатываемые в авиатопливо. Вторая технология – гидротермальное сжижение, при котором биомасса преобразуется в био-нефть и биоуголь под высоким давлением и температурой. Перед переработкой извлеченной био-нефти в топливо ее необходимо очистить от ионов, содержащих азот, которые могут негативно повлиять на конечный продукт. Разработкой этих процессов занимаются Национальный институт энергетики и геологии Португалии (LNEG), TU Graz и Загребский университет.
Полученные липиды и био-нефть преобразуют в топливо, соответствующее международным стандартам качества, с помощью процесса HEFA в Университете Леобена. HEFA расшифровывается как «гидрированные сложные эфиры и жирные кислоты» – это технология производства экологичного авиатоплива из растительных, животных или переработанных жиров и масел. Разработанные в проекте процессы постепенно масштабируются до предпромышленного уровня и проходят всесторонние испытания. «Нашей четкой целью является производство экологичного авиационного топлива на основе томатных отходов по конкурентоспособной цене. В конечном счете, оно просто должно быть экономически выгодным», – подчеркивает Марлен Кинбергер. Команда также анализирует экологическое, экономическое и социальное воздействие технологий, отмечая создание новых источников дохода для пищеперерабатывающих компаний.
Официальный старт проекта ToFuel запланирован на 1 января 2026 года. Над ним работают одиннадцать партнеров из семи европейских стран. Помимо TU Graz, в консорциум входят португальский исследовательский институт LNEG, Загребский университет, Венский технический университет, Технологический университет Лаппеэнранты в Финляндии, Университет Леобена и Общество Фраунгофера. Промышленные партнеры Mutti и Podravka предоставят томатные отходы и поделятся своим опытом в переработке растительного сырья. В рамках проекта планируется подготовить не менее шести аспирантов, двенадцати магистров и пятнадцати бакалавров. Бюджет проекта составляет 3,5 миллиона евро на четыре года.