На фоне усиливающихся последствий изменения климата в городских условиях возникает острая необходимость в укреплении потенциала муниципальных подразделений гражданской обороны. Это позволит им эффективно управлять рисками стихийных бедствий, включая меры по предотвращению и смягчению их воздействия.
Исследователи из бразильского Национального центра мониторинга и раннего предупреждения о стихийных бедствиях (CEMADEN) предлагают государственную политику, сфокусированную на пяти ключевых направлениях. Эти направления включают профессионализацию руководителей и сотрудников в данной сфере, развитие потенциала с учетом региональных особенностей и каждого биома, выделение собственного бюджета муниципалитетам, обеспечение непрерывной коммуникации, а также активное общественное и межсекторальное участие.
Предложенные меры призваны решить основные проблемы, выявленные самими муниципальными службами гражданской обороны при реализации политики. Среди этих препятствий называются сложности с мониторингом и контролем городской застройки в зонах, подверженных наводнениям и оползням, сокращенные штаты сотрудников, а также недостаточный уровень профессионализма, дефицит финансовых ресурсов, слабое участие общественности и недостаточное взаимодействие с другими административными структурами.
Основой для выводов послужили количественные и качественные данные, собранные с использованием смешанных методов в период с октября 2020 по декабрь 2021 года. В рамках исследования было проведено онлайн-анкетирование, в котором приняли участие 1993 из 5568 муниципалитетов Бразилии, интервью с 31 представителем городов из пяти регионов страны и десять виртуальных фокус-групп с участием 260 человек.
Результаты исследования выявили серьезные пробелы: около 43% опрошенных считают себя недостаточно квалифицированными для действий до возникновения стихийного бедствия, схожие показатели отмечаются для действий во время (40%) и после (41%) чрезвычайной ситуации. Хотя более половины респондентов заявляют о своей способности или высокой способности оценивать и сообщать о материальном ущербе (60%), определять и картировать зоны риска (54%), а также информировать население (53%), тревожным фактом является то, что 61% не используют системы раннего предупреждения, а 54% не ведут учет людей, проживающих в зонах риска.
Эти выводы опубликованы в статье в International Journal of Disaster Risk Reduction. Работа также обобщает предыдущие результаты проекта ELOS – диагностики потребностей и возможностей муниципальных подразделений гражданской обороны, проводившейся с 2021 года, – и идет дальше, фокусируясь на поиске решений выявленных проблем. Часть количественных данных проекта ELOS легла в основу шести публикаций «Муниципальной диагностики гражданской защиты и обороны».
Исследователь CEMADEN Виктор Маркезини, координатор ELOS и автор статьи, отмечает, что усиление экстремальных погодных явлений приводит к увеличению площади, затронутой бедствиями, выходя за пределы муниципальных территорий и даже речных бассейнов. Он приводит в пример штат Риу-Гранди-ду-Сул, где в мае 2024 года 96% муниципалитетов пострадали или были разрушены наводнениями и оползнями, что заставило штат и другие организации переосмыслить свой подход. Маркезини констатирует, что в Бразилии обычно мобилизуются, когда беда уже случилась, однако необходимо лучше готовиться и продумывать координацию между различными административными органами и обществом до катастрофы, чтобы реакция не была всегда импровизированной.
Согласно данным «Цифрового атласа стихийных бедствий в Бразилии», платформы Национальной гражданской обороны, с 2014 по 2024 год в стране зафиксировано около 11 400 случаев наводнений, внезапных паводков, сильных дождей, торнадо, штормов, циклонов, града и массовых смещений грунта. За десятилетие от этих явлений пострадали 63 миллиона человек.
В настоящее время ученые работают над сбором новых данных от муниципальных подразделений гражданской обороны в рамках проекта COPE (Организационные возможности для подготовки к экстремальным событиям), который продлится до 1 июля и сосредоточен на вопросах предотвращения. К 21 апреля около 1000 бразильских муниципалитетов уже заполнили анкету проекта COPE-CEMADEN.
В рамках этого проекта исследуются аспекты картирования рисков, систем оповещения, взаимодействия с другими органами власти на муниципальном уровне и различными социальными группами, а также то, как они работают с инструментами управления рисками. Затрагиваются вопросы связи с муниципальными планами адаптации к изменению климата, противодействия фейковым новостям и обмена информацией с прессой.
Виктор Маркезини, координатор COPE, в интервью Agência FAPESP поясняет, что бразильская политика управления рисками стихийных бедствий возложила ответственность на местные органы власти, не оценив предварительно их организационные возможности для принятия решений и координации с другими участниками. Он указывает, что недостаточные финансовые и кадровые ресурсы, а также высокая текучесть сотрудников, которые не всегда получают адекватную подготовку, напрямую влияют на сложившуюся ситуацию.