Трансграничное загрязнение воздуха десятилетиями остается одной из острейших проблем для стран Юго–Восточной Азии. Сезонная дымка, или хейз, свободно пересекает государственные границы, представляя серьезную угрозу для здоровья миллионов людей и подрывая добрососедские отношения в регионе. Несмотря на многочисленные попытки решить проблему, ситуация не улучшается.
Основными виновниками загрязнения являются мелкодисперсные частицы PM2.5, которые ежегодно приводят к преждевременной смерти миллионов человек. Эти частицы, наряду с черным углеродом, оксидами серы и азота, образуются в результате сжигания биомассы, промышленных выбросов и выхлопов транспорта. Источники загрязнения разнообразны: от лесных и торфяных пожаров в Индонезии до выжигания полей для выращивания кукурузы и сахарного тростника в Таиланде и Мьянме. Каждая страна региона одновременно выступает и источником, и жертвой смога.
Интенсификация сельского хозяйства и промышленный рост, направленные на стимулирование экономики, лишь усугубляют экологическую обстановку. Климатические явления, такие как Эль–Ниньо, вызывают засухи и увеличивают частоту и масштабы пожаров, превращая локальные проблемы в региональную катастрофу. Например, в Таиланде загрязнение воздуха в Бангкоке в основном связано с транспортом, тогда как северные регионы страдают от дыма, приходящего с сельскохозяйственных угодий как внутри страны, так и из соседней Мьянмы.
Связи между странами оказываются сложнее, чем кажется на первый взгляд. Выясняется, что часть агропромышленных компаний Таиланда инвестирует в выращивание кукурузы на территории Мьянмы по контракту, чтобы удовлетворить растущий спрос на корма для скота со стороны Китая. Таким образом, дым от сжигания полей возвращается в Таиланд, создавая замкнутый круг экономических интересов и экологического ущерба.
Индонезия регулярно становится источником мощных выбросов от лесных пожаров на Суматре и Калимантане, накрывающих густым смогом Малайзию и Сингапур. При этом сама Индонезия также страдает от загрязнителей, приносимых ветром из других стран. Вьетнам, хотя и меньше подвержен трансграничному смогу, уже сталкивался с эпизодами сильного загрязнения, вызванного как пожарами в Индонезии, так и промышленными выбросами из Восточной Азии.
Попытки решить проблему на региональном уровне предпринимаются с 1990–х годов. В 2002 году было подписано «Соглашение АСЕАН о трансграничном дымовом загрязнении». Однако этот документ, в отличие от успешной европейской «Конвенции о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния» 1979 года, не предусматривает штрафных санкций и носит скорее декларативный характер. В результате национальные экономические интересы часто берут верх над коллективной ответственностью.
Отдельные страны пытаются действовать самостоятельно. Сингапур в 2014 году принял «Закон о трансграничном дымовом загрязнении», позволяющий привлекать к ответственности иностранные компании, чья деятельность приводит к смогу на территории страны. Таиланд инициировал совместный план «Чистое небо» с Мьянмой и Лаосом. Однако эти меры остаются точечными. Препятствиями служат не только экономические интересы, но и политическая нестабильность. Например, внутренний конфликт в Мьянме усложняет переговоры, так как часть территорий, где возникают пожары, не контролируется центральным правительством.
Пока страны региона не смогут выработать единую позицию и внедрить действенные механизмы контроля с реальными санкциями за нарушения, проблема трансграничного смога будет только усугубляться. Экономический рост, достигаемый такой ценой, ставит под угрозу качество жизни людей и хрупкие экосистемы Юго–Восточной Азии, для которых не существует государственных границ.