Строительство дороги в заповеднике Изембек на Аляске оспорено в суде



Правительства трех коренных народов и несколько экологических организаций подали в суд, чтобы заблокировать сделку по обмену землями, которая позволит построить дорогу через национальный заповедник Изембек на юго-западе Аляски. Это решение, принятое администрацией Трампа и одобренное Министерством внутренних дел США, вызвало волну протестов со стороны защитников природы.

Сторонники проекта настаивают, что дорога жизненно необходима для связи общины King Cove, где проживает около 750 человек, с бывшим военным аэродромом. Это обеспечит жителям доступ к безопасной медицинской эвакуации в экстренных случаях. Противники же утверждают, что трасса протяженностью около 30 километров, большая часть которой пройдет по территории заповедника, нанесет непоправимый ущерб уникальной среде обитания птиц в самом сердце охраняемой зоны.

В федеральный суд в Анкоридже были поданы три отдельных иска. Истцы утверждают, что обмен землями и строительство дороги представляют серьезную угрозу для популяций перелетных птиц, включая виды, находящиеся под защитой Закона об исчезающих видах. По их мнению, сделка нарушает ключевые федеральные законы, в том числе Закон о сохранении земель национальных интересов Аляски.

Один из исков, поданный коренными народами из деревень дельты рек Юкон и Кускоквим, сосредоточен на угрозах для традиционного образа жизни. «Водно-болотные угодья Изембека с их зарослями взморника – это спасательный круг для тихоокеанских черных казарок, императорских гусей и других птиц, которые кормят наши семьи», – заявила Ангутекарак Эстель Томсон, президент традиционного совета деревни Паймиут. Она подчеркнула, что защита Изембека неотделима от защиты их прав на традиционное природопользование и продовольственную безопасность.

Коалиция экологических групп, включая Sierra Club и Alaska Wilderness League, в своем иске акцентирует внимание на опасном прецеденте. «Обмен земель заповедника, которые Конгресс выделил для сохранения природы, создает ужасный прецедент для приватизации общественных земель», – считает Мэрилин Сигман, президент организации Friends of Alaska National Wildlife Refuges. Другая группа, Defenders of Wildlife, заявляет, что дорога нанесет «неисчислимый и необратимый ущерб» множеству видов диких животных.

Заповедник Изембек имеет глобальное экологическое значение. По данным Службы охраны рыбных ресурсов и дикой природы США, в его лагуне находится крупнейший в мире массив морской травы взморника. Эти угодья служат местом кормежки для всей тихоокеанской популяции черной казарки. Кроме того, по оценкам биологов, около половины мировой популяции императорского гуся останавливается здесь во время миграции.

Министерство внутренних дел отказалось комментировать иски, однако ранее глава ведомства Дуг Бургум назвал проект «давно назревшей необходимостью». «Мне кажется абсурдным, что потребовалось 40 лет, чтобы поставить людей на первое место, – заявил он. – Можно построить 18 миль гравийной дороги и при этом отлично заботиться о дикой природе».

Идея строительства дороги обсуждается десятилетиями, как и правовые баталии вокруг нее. Некоторые из нынешних истцов уже участвовали в предыдущих судебных процессах. Последнее дело было прекращено апелляционным судом в 2023 году, так как администрация Байдена не стала продвигать план, одобренный при Трампе, что делало спор неактуальным.

Точка зрения

Новые вызовы для климата: от технологий до спада в дипломатии