С сегодняшнего дня в Казахстане вступают в силу важные изменения в Закон «Об особо охраняемых природных территориях» (ООПТ), которые вызвали серьезную обеспокоенность у экологов и общественности. Поправки, принятые парламентом и подписанные президентом, существенно меняют правила игры для заповедников, национальных парков и их охранных зон. Анализ новых норм показывает, что, несмотря на официальные заверения о неизменности принципов охраны природы, риски для уникальных природных комплексов значительно возросли.
Одно из ключевых изменений касается самого определения «защиты» ООПТ. Теперь оно сфокусировано на «предупреждении и ликвидации вредного» воздействия, тогда как раньше говорилось об «устранении неблагоприятного». Эксперты полагают, что такая формулировка может сузить круг мероприятий по охране, сосредоточившись только на очевидном вреде и игнорируя менее явные, но кумулятивно опасные для экосистем факторы.
Наиболее значимые изменения внесены в статью 23 Закона, определяющую правовой режим земель ООПТ. Формально, земли ООПТ по-прежнему принадлежат «народу Казахстана и не подлежат отчуждению», а право собственности от имени народа осуществляет государство. Однако, по мнению юристов, это положение больше декларативное и не защищает от решений самого государства, которые могут нанести вред природе.
Главная тревога связана с новыми возможностями для строительства на этих территориях. Если раньше изъятие земель ООПТ допускалось лишь в исключительных случаях, требующих перевода земель в так называемые «земли запаса» (например, для стратегических нужд обороны или некоторых водохозяйственных сооружений, при строгих ограничениях), то теперь появились две новые категории, позволяющие строительство без такого перевода земель.
Во-первых, новый пункт 2-3 статьи 23 разрешает предоставлять участки ООПТ в зоне ограниченной хозяйственной деятельности в долгосрочное пользование для проектирования, строительства и обслуживания инженерной инфраструктуры (дорог, мостов, линий электропередачи) к объектам туризма. Земля при этом формально остается в категории ООПТ, но фактически на ней может вестись масштабное строительство. Решение о таком пользовании принимается на основании договора с природоохранной организацией по типовой форме, утверждаемой Правительством.
Во-вторых, новый пункт 4 статьи 23 теперь позволяет проводить на землях ООПТ республиканского значения мероприятия, предусматривающие строительство сооружений инженерной защиты от опасных геологических процессов, включая гидротехнические сооружения от селей, лавин и оползней. Это также делается на основании договора долгосрочного пользования, заключаемого с природоохранной организацией или соответствующими госорганами, и опять же без перевода земель в другую категорию.
Эти два нововведения вызывают серьезные опасения у природоохранных организаций. Возможность строить инфраструктуру для туризма и «защитные» сооружения без процедуры перевода земель может стать лазейкой для лоббирования проектов, которые на самом деле несут значительную угрозу для хрупких экосистем. Возникает вопрос о том, насколько жесткими будут условия типовых договоров и кто будет контролировать их исполнение администрациями ООПТ.
Еще одно существенное изменение касается охранных зон государственных природных заповедников и национальных природных парков. Из перечня прямо запрещенной в этих зонах деятельности исключены слова «плотин, дамб». Ранее любое строительство плотин и дамб в охранных зонах было под абсолютным запретом. Теперь этот прямой запрет снят, что открывает дорогу для попыток строительства таких объектов. Хотя сохраняется общее требование о запрете деятельности, оказывающей вредное воздействие на экосистемы ООПТ, и проекты по-прежнему будут подлежать экологической экспертизе и общественным слушаниям, отсутствие прямого запрета является тревожным сигналом.
Все эти изменения, по мнению экспертов, создают благодатную почву для потенциальных злоупотреблений. «Под видом развития туризма или необходимости защиты от стихийных бедствий могут лоббироваться проекты, нацеленные на фактическое хозяйственное освоение ценных природных территорий, которые ранее находились под более надежной правовой защитой», — указывает Александр Колотов, директор общественного фонда «Реки без границ».
По мнению эколога, гражданскому обществу Казахстана необходимо объединить усилия: наладить мониторинг информации о планируемых проектах, повышать свою правовую грамотность, проводить широкие информационные кампании и добиваться максимальной прозрачности от государственных органов. Будущее заповедной природы Казахстана во многом теперь зависит от активности и принципиальности самих граждан.