Борьба с выбросами: Азербайджан прокладывает путь к цене на углерод

Азербайджан находится на пороге внедрения новых инструментов климатической политики, активно рассматривая возможности тарификации выбросов углерода для достижения национальных целей и диверсификации экономики. Этот процесс приобретает особую актуальность в свете подготовки страны к проведению 29-й Конференции Сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата (COP29) в Баку. На сегодняшний день в стране еще не действует обязательная система ценообразования на углерод – будь то углеродный налог или система торговли выбросами (СТВ), – однако правительство и экспертное сообщество уже заложили основу для их будущего внедрения.

Основой для перемен служит обновленная климатическая стратегия Азербайджана, закрепленная в определяемых на национальном уровне вкладах (ОНУВ). Страна взяла на себя обязательство сократить выбросы парниковых газов к 2050 году на 40% по сравнению с уровнем 1990 года при условии международной финансовой поддержки. Экономика страны, в значительной степени ориентированная на экспорт нефти и газа, сталкивается с растущими рисками в условиях глобального энергетического перехода. Механизмы, подобные трансграничному углеродному регулированию Европейского союза (ТУР), создают долгосрочные вызовы для конкурентоспособности азербайджанских товаров и подчеркивают необходимость адаптации.

В настоящее время в Азербайджане ведется разработка стратегии достижения углеродной нейтральности и подготовлен проект закона о введении углеродного налога. Главная цель этого инструмента – стимулировать инвестиции в сокращение выбросов и внедрение современных «зеленых» технологий. Параллельно страна при поддержке международных партнеров, включая Программу ООН по окружающей среде, работает над созданием национальной системы мониторинга, отчетности и верификации (МОВ). Эта система является ключевым инфраструктурным элементом, без которого эффективное функционирование любых инструментов тарификации углерода невозможно. Хотя страна еще не имеет полноценного опыта в национальном регулировании, она уже участвует в международных климатических проектах. Государственная нефтяная компания Азербайджанской Республики (ГНКАР) и оператор энергосетей ОАО «Азерэнержи» реализуют проекты в рамках добровольных углеродных рынков, получая сертификаты за сокращение выбросов и продавая их на международном уровне.

Одним из главных препятствий на пути к эффективной тарификации выбросов остаются значительные субсидии на ископаемое топливо. Низкие регулируемые тарифы на электроэнергию, природный газ и нефтепродукты искусственно занижают стоимость энергии для конечных потребителей, что снижает стимулы для инвестиций в энергоэффективность и возобновляемые источники энергии (ВИЭ). По оценкам Всемирного банка, для достижения климатических целей Азербайджану необходимо будет не только внедрить плату за выбросы – например, по ставке около 25 долларов за тонну CO2 к 2035 году, – но и постепенно отказаться от существующих субсидий. Доходы от углеродного налога могут быть направлены на поддержку наиболее уязвимых слоев населения для компенсации роста цен и на финансирование дальнейшей диверсификации экономики.

Точка зрения

Искусственный интеллект учит «живые» батареи работать эффективнее

Заповедник ЮНЕСКО в Таджикистане: между гидроэнергетикой и экологией