Глобальный Юг становится центром зеленой индустриализации при участии КНР

Согласно опубликованному сегодня докладу аналитического центра Climate Energy Finance, мир вступает в новую эру глобальной торговли чистыми технологиями, где Китай играет роль гравитационного ядра. На фоне геополитической неопределенности и возвращения протекционистской риторики в США, китайские технологические гиганты радикально меняют ландшафт мировой энергетики, инвестируя рекордные средства в создание производственных мощностей за рубежом. С начала 2023 года объем прямых иностранных инвестиций китайских компаний в секторе чистых технологий превысил 180 миллиардов долларов США, что на 80% больше показателей годовой давности. Эта волна капитала не просто расширяет присутствие КНР, но и стимулирует структурную перестройку экономики Глобального Юга, Европы и Латинской Америки, помогая странам ускорить переход к углеродной нейтральности.

Аналитики отмечают, что пока США и Китай находятся в состоянии торгового противостояния, усугубленного политикой администрации Трампа, Пекин продолжает интегрировать свои климатические и экономические стратегии в единую национальную повестку. В результате инвестиции Китая в технологии энергетического перехода в прошлом году превысили совокупные вложения США, Европейского союза и Великобритании. География этих проектов обширна и охватывает Индонезию, Саудовскую Аравию, Бразилию, Венгрию, Испанию и другие страны. Речь идет не просто о торговле, а о создании совместных предприятий и локализации производства электромобилей, солнечных панелей, аккумуляторов, а также реализации проектов в сфере ветроэлектростанций и производства зеленого водорода.

Особенно заметна активность в странах Юго-Восточной Азии, которая остается главным производственным хабом для китайского капитала. Индонезия, стремящаяся стать одной из ведущих экономик мира к 2045 году, привлекла значительные средства для создания интегрированной цепочки поставок электромобилей. Ярким примером служит проект Indonesia Battery Integration Project стоимостью 6 миллиардов долларов, реализуемый компанией CATL совместно с индонезийскими государственными структурами. Этот комплекс охватывает весь цикл производства — от добычи никеля до выпуска аккумуляторов и их переработки. Малайзия и Таиланд также активно привлекают инвестиции в сборку электромобилей и производство компонентов для солнечной энергетики, используя китайские технологии для модернизации собственных индустриальных секторов.

На Ближнем Востоке и в Северной Африке наблюдается трансформация энергетических связей с Китаем: от традиционной «баррельной дипломатии», основанной на нефти, страны переходят к «дипломатии киловатт-часов». Саудовская Аравия в рамках стратегии Vision 2030 активно сотрудничает с китайскими партнерами для локализации производства фотоэлектрических модулей и ветротурбин. В частности, консорциум с участием китайских фирм договорился о производстве слитков и пластин для солнечных панелей мощностью 20 ГВт ежегодно. Марокко позиционирует себя как стратегический мост в Европу, привлекая гигафабрики по производству аккумуляторов, такие как проект Gotion High-Tech стоимостью 5,6 миллиарда долларов. Эти инициативы позволяют странам региона диверсифицировать экономику и снижать зависимость от экспорта углеводородов.

Европа, несмотря на политические трения, вынуждена опираться на китайские технологии для сохранения конкурентоспособности своего автопрома. Венгрия стала ключевым европейским плацдармом для производителей аккумуляторов из КНР, привлекая миллиардные инвестиции от таких гигантов, как CATL и BYD. Испания также укрепляет свои позиции: совместное предприятие Stellantis и CATL планирует строительство гигафабрики стоимостью 4,1 миллиарда евро в Сарагосе. Даже Франция, стремящаяся к технологическому суверенитету, приветствует открытие завода аккумуляторов AESC, признавая лидерство Китая в этой сфере. Как отмечают эксперты, европейские автоконцерны осознают, что без сотрудничества с азиатскими лидерами они рискуют безнадежно отстать в гонке электрификации транспорта.

В Латинской Америке Бразилия переживает бум зеленой реиндустриализации. Президент Лула да Силва сделал ставку на партнерство с Китаем для возрождения промышленной базы страны. Компания BYD превратила бывший завод Ford в крупнейший производственный хаб электромобилей за пределами Азии, а Envision Energy планирует создать первый в регионе индустриальный парк с нулевыми выбросами, сосредоточенный на производстве электротоплива и зеленого водорода. Чили и Перу также активно привлекают китайский капитал для развития сетей передачи электроэнергии и гидроэнергетики, используя свои богатые ресурсы меди и лития как конкурентное преимущество.

На фоне глобального инвестиционного бума Австралия выглядит отстающей. Объем китайских прямых инвестиций в страну упал до исторического минимума, составив в 2024 году всего 882 миллиона долларов. Жесткие меры проверки иностранных инвестиций и геополитическая напряженность привели к тому, что Австралия оказывается исключенной из цепочек поставок, доминируемых Китаем. Эксперты CEF предупреждают, что амбициозный план австралийского правительства Future Made in Australia по превращению страны в сверхдержаву возобновляемой энергетики рискует провалиться без доступа к капиталу и технологиям мирового лидера. В то время как другие страны используют прагматичный подход, балансируя между национальными интересами и экономической выгодой, Австралия теряет возможности для модернизации своей экономики, зависящей от экспорта сырья.

Важной особенностью китайской экспансии становится экспорт не только оборудования, но и стандартов, образовательных программ и научно-исследовательских компетенций. Создание совместных лабораторий, учебных центров и программ двойных дипломов, как в Таиланде или Марокко, формирует долгосрочную экосистему «мягкой силы». Китайские компании все чаще создают центры R&D за рубежом, передавая знания и технологии принимающим странам, что делает сотрудничество взаимовыгодным и глубоко интегрированным.

Доклад подчеркивает, что мир движется к многополярному порядку, где конкуренция в сфере зеленых технологий заменяет геополитику ископаемого топлива. Страны, способные выстроить стратегическое партнерство с Китаем, сохраняя при этом собственные интересы, получают доступ к передовым технологиям и инвестициям, необходимым для декарбонизации. Те же, кто выбирает изоляцию, рискуют столкнуться с ростом стоимости энергии, стагнацией производительности и потерей конкурентоспособности. Китай стал не просто фабрикой мира, а инновационным центром, без участия которого глобальный переход к чистой энергии становится практически невозможным.

Точка зрения

Неучтенные выбросы гексафторида серы в Германии оказались выше оценок

Новый катализатор повышает эффективность производства водородного топлива