Износ шин и дорог стал главным источником вредных частиц от транспорта



Выхлопные газы перестали быть главным источником мелкодисперсной пыли от легковых и грузовых автомобилей. Согласно исследованию Технологического университета Граца (TU Graz), на долю выхлопов в большинстве дорожных ситуаций приходится менее десяти процентов от общего объема твердых частиц. Основными загрязнителями теперь являются продукты износа тормозов, шин, дорожного полотна, а также вторичный подъем осевшей пыли в воздух из-за движения транспорта. Эта трансформация произошла благодаря ужесточению экологических стандартов и внедрению эффективных сажевых фильтров.

В будущем ожидается дальнейшее снижение выбросов от тормозных систем и выхлопных труб. «С введением стандарта Евро 7 в 2026 году мы прогнозируем сокращение выбросов от тормозов в новых автомобилях примерно на 80 процентов к 2040 году», – отмечает руководитель исследования Штефан Хаусбергер. Этому будут способствовать новые технологии, например, тормозные диски с твердосплавным покрытием, и растущая доля электромобилей, которые активно используют рекуперативное торможение. Выбросы твердых частиц из выхлопных систем, по прогнозам, могут сократиться на 90 процентов благодаря усовершенствованию фильтров и электрификации транспорта.

Однако проблема износа шин и дорожного покрытия остается сложной. Необходимость обеспечивать надежное сцепление с дорогой для безопасности движения противоречит стремлению снизить износ шин. Поэтому исследователи ожидают, что в ближайшее десятилетие сократить эти выбросы удастся максимум на 10–20 процентов. Более эффективной мерой могло бы стать снижение скоростных ограничений. Влиять на износ дорог и вторичный подъем пыли с помощью конструкции автомобиля практически невозможно, поэтому именно эти источники, вероятно, станут основной составляющей транспортных выбросов.

Из-за трудностей в борьбе с износом шин и дорог достижение новых предельных норм качества воздуха в ЕС к 2030 году окажется под угрозой. Норматив для частиц PM10 (размером менее десяти микрометров) будет снижен вдвое – с 40 до 20 микрограммов на кубический метр. По словам Хаусбергера, соблюдение этих требований будет «чрезвычайно сложной задачей», особенно в местах с интенсивным движением и плохой вентиляцией, таких как выезды из тоннелей или узкие улицы-«каньоны».

Точка зрения

Новый катализатор повышает эффективность производства водородного топлива

Эль-Ниньо влияет на уровень Каспийского моря через ветровой режим