Климат и плотины угрожают продовольственной безопасности Вьетнама

В эпоху антропоцена риски, связанные с изменением климата, возрастают по всему миру, особенно в странах Глобального Юга. Это отчетливо проявляется в регионе Меконга, где развитие водной инфраструктуры было направлено на поддержку национального экономического роста за счет сельского хозяйства. Эти усилия в сочетании со строительством гидроэлектростанций в верховьях реки и климатическими явлениями, такими как Эль-Ниньо и засухи, создали серьезные проблемы для водных систем Меконга. Например, накопление огромных объемов воды в водохранилищах ГЭС в Китае нарушило сток вниз по течению и перенос наносов, необходимых для поддержания речных дельт. Расположенная в самой южной части бассейна Нижнего Меконга, вьетнамская дельта Меконга (ВДМ) сильно страдает от этих сложных процессов.

В последние годы нехватка воды стала острой проблемой в регионе. В дельте Меконга во Вьетнаме на протяжении нескольких десятилетий наблюдаются периодические нарушения водного стока. Это беспрецедентное явление оказывает растущее давление на аграрные сообщества и их источники средств к существованию. Исследование, проведенное в двух провинциях ВДМ – Анзянг в пойменной зоне и Бенче в прибрежной, – показывает всю сложность ситуации. Провинция Анзянг столкнулась с последствиями изменения климата и развития инфраструктуры в верховьях реки, в то время как Бенче борется с усиливающимся проникновением соленых вод.

Дефицит воды в дельте Меконга обусловлен несколькими факторами. На региональном уровне изменение климата и строительство ГЭС в верховьях реки привели к колебаниям водного стока. Кроме того, ожидается, что строящийся судоходный канал Funan Techno длиной 180 километров, который соединит побережье Камбоджи с рекой Меконг, усугубит проблему проникновения соленых вод в дельту. На местном уровне правительство Вьетнама активно инвестировало в водную инфраструктуру, следуя кампании «рис повсюду». Была построена обширная сеть дамб, каналов и шлюзов. Хотя эти меры были направлены на экономический рост и модернизацию сельских районов, они непреднамеренно усилили нагрузку на водные режимы дельты.

Водные ландшафты дельты Меконга претерпели существенные изменения. Политика конца 1990-х годов была направлена на отвод избыточных паводковых вод из пойм в Сиамский залив с целью создания «безопасных» зон для интенсивного выращивания риса. Аналогичные усилия предпринимались и в прибрежных районах в рамках политики «опреснения», которая включала преобразование рек в водохранилища, как, например, система Балай в провинции Бенче. Этот подход был нацелен на обеспечение круглогодичного водоснабжения для сельского хозяйства и бытовых нужд, однако привел к непредвиденным экологическим последствиям и давлению на местные сообщества.

Существующая система управления водными ресурсами в дельте Меконга, основанная на «командно-административном» подходе, сталкивается со значительными трудностями. Недостаточное участие заинтересованных сторон в принятии решений приводит к институциональной инерции и запоздалой реакции на меняющуюся динамику реки. Чрезмерная зависимость от инженерных систем способствует нерациональному использованию водных ресурсов. Политика контроля над водой, направленная на поддержку сельских общин, парадоксальным образом привела к нарушению естественных паводковых циклов, что поставило под угрозу традиционные системы жизнеобеспечения.

Сложности, вызванные антропогенными изменениями в водном режиме Меконга, побудили правительство Вьетнама пересмотреть свои подходы. Произошел переход от политики отвода воды к ее удержанию, а фокус сместился с продовольственной безопасности на водную. Эта новая парадигма отражена в правительственной резолюции № 120 «Об устойчивом развитии дельты Меконга в условиях изменения климата». Удержание воды стало ключевой стратегией для решения проблем на местном и трансграничном уровнях, что знаменует собой отход от многолетней политики, ориентированной исключительно на производство продовольствия.

Подход к удержанию воды отдает приоритет количеству, а не качеству, чтобы справиться с дефицитом в сухой сезон. Он включает строительство пресноводных водохранилищ и использование естественных водно-болотных угодий. Это отражает переход к интеграции «серых» (инженерных) и «зеленых» (природных) инфраструктурных решений. Например, в провинции Анзянг для удержания воды используются канавы, дамбы и природные озера, такие как Бунгбиньтхиен. В провинции Бенче водохранилище Балай позволяет хранить значительные объемы пресной воды. Однако существуют опасения по поводу эффективности таких крупных сооружений из-за высоких затрат, потребности в пространстве и испарения.

Наряду с крупными проектами, широко распространены и традиционные методы сбора дождевой воды в цистерны и другие емкости. Это помогает снизить зависимость от откачки грунтовых вод, которая является одной из основных причин проседания грунта, засоления почв и эрозии побережья. Однако при акценте на количестве воды качеству уделяется недостаточно внимания. В районах интенсивного рисоводства фермеры активно используют агрохимикаты и синтетические удобрения. Несмотря на продвижение инновационных моделей ведения сельского хозяйства, направленных на сокращение использования воды и химикатов, многие фермеры продолжают применять их в больших количествах, что приводит к загрязнению поверхностных и грунтовых вод.

С точки зрения водной безопасности, крайне важно признавать многомерный характер этого понятия, а также экономическую ценность разных типов воды – пресной, солоноватой и соленой. Эффективное управление этими ресурсами должно основываться на справедливом признании их роли в различных видах хозяйственной деятельности, особенно в прибрежных зонах. Например, в провинции Бенче пресная вода считается приоритетной для поддержки местной экономики, а разведение креветок, требующее солоноватой воды, запрещено из-за опасений загрязнения. Однако для многих фермеров креветководство приносит значительно более высокий доход, чем выращивание фруктов.

Признание ценности солоноватой и соленой воды необходимо для диверсификации источников дохода прибрежных сообществ. Это требует большего внимания к разрешению противоречий между целями местного самоуправления и интересами фермерских хозяйств. Необходимо переосмыслить политику, чтобы местные власти могли учитывать стремления фермеров, одновременно реализуя согласованные стратегии управления водными ресурсами. Важно также вовлекать местные сообщества в процесс принятия решений, используя их богатый опыт жизни в прибрежных зонах. Такой совместный подход может способствовать устойчивому использованию воды и защите водных экосистем.

На региональном уровне местным органам власти в дельте Меконга необходимо более активно участвовать в диалоге с ключевыми заинтересованными сторонами, включая национальные комитеты стран – членов Комиссии по реке Меконг и международные организации. Это сотрудничество жизненно важно для координации усилий по решению трансграничных проблем, вызванных изменением климата и развитием инфраструктуры. Комиссия по реке Меконг должна играть активную роль в качестве платформы для совместной работы Вьетнама и стран верховья по смягчению экологических последствий и обеспечению долгосрочной водной безопасности во всем регионе.

 

Точка зрения

Новое исследование: кораллы устойчивее к закислению океана, чем считалось

Дым лесных пожаров – скрытая химическая фабрика загрязнителей