“В странах с высоким доходом, таких как США или Германия, фермеры получают менее четверти расходов на продукты питания, по сравнению с более чем 70 процентами в странах Африки самого низкого уровня, где затраты на фермерство составляют большую часть цен на продукты,” говорит Давид Мэнг-Чуэн Чен, ученый PIK (Потсдамский институт исследований воздействия на климат) и главный автор исследования, опубликованного в Nature Food. “Этот разрыв подчеркивает, как по-разному функционируют продовольственные системы в разных регионах.” Исследователи прогнозируют, что с развитием экономик и индустриализацией продовольственных систем фермеры будут получать все меньшую долю потребительских расходов, что называется «доля фермеров» от цены на продукты.
“В богатых странах мы все чаще покупаем переработанные продукты, такие как хлеб, сыр или конфеты, где сырьевые ингредиенты составляют только небольшую часть стоимости,” добавляет Бенджамин Бодирский, ученый PIK и автор исследования. “Большая часть цены идет на переработку, розничную продажу, маркетинг и транспорт. Это также означает, что потребители в значительной степени защищены от колебаний цен на фермерскую продукцию, вызванных климатической политикой, такой как налоги на загрязнение или ограничения на расширение земель, но это также подчеркивает, сколько на самом деле зарабатывают фермеры.”
Для того чтобы прийти к этим выводам, группа ученых объединила статистическое и процессное моделирование, чтобы оценить компоненты цен на продукты питания в 136 странах и 11 группах продуктов. Они изучали цены на продукты как для употребления дома, так и вне дома.
“Большинство моделей заканчивается на затратах ферм, но мы пошли дальше — до продуктового магазина и даже до ресторана или столовой,” говорит Чен.
Анализируя всю цепочку добавленной стоимости продуктов питания, исследователи также предоставляют новые данные о том, как политики по сокращению выбросов парниковых газов влияют на потребителей: “Климатическая политика, направленная на сокращение выбросов в сельском хозяйстве, часто вызывает обеспокоенность по поводу роста цен на продукты питания, особенно для потребителей. Наш анализ показывает, что длинные цепочки поставок современных продовольственных систем смягчают влияние резких увеличений цен для потребителей, особенно в богатых странах,” объясняет Чен.
“Даже при очень амбициозной климатической политике с жестким учетом парниковых газов, влияние на цены для потребителей к 2050 году будет значительно меньше в богатых странах,” говорит Бодирский.
Цены на продукты питания для потребителей в богатых странах будут на 1.25 раза выше с климатической политикой, даже если цены на продукцию увеличатся на 2.73 раза к 2050 году. В отличие от этого, страны с низким уровнем доходов увидят рост цен на продукты питания для потребителей в 2.45 раза при амбициозной климатической политике к 2050 году, тогда как цены на продукцию возрастут на 3.3 раза. Хотя даже в странах с низким уровнем доходов рост цен для потребителей менее выражен, чем для фермеров, это все же усложнит людям в странах с низким уровнем доходов возможность приобретать достаточно и здоровую пищу.
Несмотря на инфляцию цен на продукты, бедные потребители не обязаны страдать от политических мер по смягчению климата. Предыдущее исследование PIK (Soergel et al 2021) показало, что если доходы от налогов на углерод будут использоваться для поддержки домохозяйств с низким доходом, эти домохозяйства окажутся в лучшем положении, несмотря на инфляцию цен на продукты, благодаря их более высоким доходам.
“Климатическая политика может быть сложной для потребителей, фермеров и производителей продуктов питания в краткосрочной перспективе, но она необходима для защиты сельского хозяйства и продовольственных систем в долгосрочной перспективе,” говорит Херманн Лотце-Камппен, глава исследовательского отдела “Климатическая устойчивость” в PIK и автор исследования. “Без амбициозной климатической политики и сокращения выбросов, гораздо более серьезные последствия от неумолимого изменения климата, такие как провалы урожая и сбои в цепочках поставок, вероятно, приведут к еще большему росту цен на продукты. Климатическая политика должна быть разработана с учетом механизмов, которые помогают производителям и потребителям плавно переходить, таких как справедливая углеродная цена, финансовая поддержка для уязвимых регионов и групп населения, а также инвестиции в устойчивые методы ведения сельского хозяйства.”