Китайский юрист и экоактивистка Цзинцзин Чжан десятилетиями борется с компаниями-загрязнителями в своей стране. Ее работа привела ее во многие государства, где, по ее словам, Китай применяет опасную модель развития: сначала загрязнять, чтобы разбогатеть, а потом пытаться все исправить. В мае она посетила Замбию, чтобы проконсультировать местных жителей, чьи жизни были разрушены в результате разлива токсичных отходов с китайского медного рудника, что привело к одной из самых серьезных экологических катастроф в истории страны.
На фоне растущего в Африке беспокойства из-за неспособности стран погасить китайские долги, в рамках инициативы «Один пояс, один путь» проявилась тревожная закономерность: китайские горнодобывающие и строительные компании оставляют на континенте след из экологических разрушений. По словам замбийского юриста Эндрю Комбе, представляющего интересы пострадавших, иностранные компании «чувствуют здесь полную свободу» и могут делать все, что захотят.
Луви Нгулука, директор по коммуникациям организации Wildlife Crime Prevention в Замбии, утверждает, что финансовые и экологические проблемы тесно связаны. Китай предоставил ее стране 82 кредита – больше, чем любая другая страна в Африке, – на общую сумму 9,5 миллиарда долларов. Тесные отношения правительства с Китаем и финансовая зависимость от него создают трудности для привлечения китайских горнодобывающих компаний к полной ответственности. По ее оценкам, очистка и восстановление окружающей среды после разлива на предприятии Sino-Metals Leach Zambia могут занять многие годы, так как слабый надзор и регулирование уже давно являются проблемой в горнодобывающем секторе Замбии.
Кения служит еще одним предостерегающим примером того, как огромные кредиты в рамках «Одного пояса, одного пути» предоставляют китайским инфраструктурным компаниям чрезмерное влияние, которое может нанести вред природным ресурсам. Китайские банки и компании профинансировали и построили железную дорогу Standard Gauge Railway. Проект вызвал споры, поскольку дорога разделила пополам Национальный парк Найроби и пересекла заповедник Цаво, где обитает около 40% популяции слонов Кении.
Железная дорога привела к фрагментации среды обитания, нарушила миграционные пути и изменила поведение диких животных. Хотя в проект были включены меры по смягчению последствий, такие как подземные переходы для животных, исследования показали их лишь частичную эффективность. По словам покойного исследователя из Университета Найроби Тобиаса Нюмбы, для подобных инфраструктурных проектов необходимо разрабатывать устойчивые и экологически продуманные решения. Он отмечал, что существующие переходы немногочисленны и расположены в местах, редко используемых дикими животными.
В рамках своих непрозрачных стандартов Китай пообещал сделать инициативу «Один пояс, один путь» «зеленой», призывая китайские компании соответствовать лучшим международным экологическим стандартам или более строгим китайским правилам. В Замбии Цзинцзин Чжан надеется своей деятельностью сократить разрыв между этой «зеленой» риторикой и реальностью. Однако, по словам Мэгги Мвапе, исполнительного директора Центра экологической справедливости в Лусаке, даже оценить полный масштаб ущерба сложно из-за отсутствия прозрачности со стороны китайской горнодобывающей компании и давления, связанного с миллиардными кредитами. Правительство Замбии может быть вынуждено отдавать приоритет экономическим интересам, а не экологическим и социальным проблемам.
Тем временем разлив на медном руднике нанес ущерб одной из важнейших водных артерий страны – реке Кафуэ, которая обеспечивает питьевой водой около 5 миллионов человек, включая жителей столицы Лусаки. Около 60% населения Замбии проживает в ее бассейне и зависит от ее вод. Эко-инженер Мвине Химвинга заявил, что этот инцидент демонстрирует халатность некоторых инвесторов в вопросах защиты окружающей среды.
Замбия в настоящее время занимается реструктуризацией своего долга перед китайскими кредиторами, и, как полагают аналитики, правительство не хочет ставить этот процесс под угрозу, поэтому старается «ходить на цыпочках» вокруг экологической проблемы. Журналист Ondiro Oganga отмечает, что неутолимая жажда Китая к полезным ископаемым на африканском континенте оставляет за собой «след катастроф, которые начинают портить тщательно созданный образ достойных партнеров». Наблюдаются несчастные случаи на рудниках со смертельным исходом, конфликты между горнодобывающими компаниями и местными сообществами, а также экологические бедствия, усугубляемые коррупцией. По мнению экспертов, Китаю необходимо переосмыслить свою бизнес-модель, особенно в горнодобывающей отрасли на африканском континенте.