Власти Ганы приняли новый закон о рыболовстве, направленный на борьбу с незаконным, несообщаемым и нерегулируемым (ННН) промыслом. Одним из ключевых нововведений стало расширение прибрежной исключительной зоны страны с 6 до 12 морских миль. В этой акватории запрещен промысел для промышленных и крупных судов, однако траулеры из Китая и других стран регулярно вторгаются в воды, предназначенные для кустарных рыбаков Ганы.
Проблема стоит крайне остро для местного населения. «Когда траулеры подходят близко к зоне, предназначенной только для наших мужчин, они вылавливают большую часть рыбы, и мы несем огромные убытки», – рассказала Регина Соломон, президент Национальной ассоциации переработчиков и торговцев рыбой. По ее словам, если бы этот улов доставался местным рыбакам, доходы как рыбаков, так и переработчиков были бы значительно выше, что обеспечило бы их средства к существованию. Ежегодный ущерб Ганы от ННН-промысла оценивается в 14,4–23,7 миллиона долларов. Новый закон призван восстановить почти исчезнувшие запасы мелкой пелагической рыбы – анчоусов, сардин и скумбрии – и поддержать более 200 тысяч кустарных рыбаков и 500 тысяч переработчиков и торговцев.
Законодательная инициатива также должна помочь Гане избавиться от «желтой карточки» – предупреждения, вынесенного Европейским союзом пять лет назад из-за недостаточной борьбы с ННН-промыслом. «Нам нужно немедленно работать над снятием желтой карточки, иначе мы рискуем получить красную, что означает запрет на экспорт рыбы из Ганы на рынок ЕС, который является для нас крупнейшим», – заявила министр рыболовства и аквакультуры Ганы Эмилия Артур. Экспорт тунца ежегодно приносит экономике страны около 400 миллионов долларов, и снятие санкций восстановит полный доступ к европейскому рынку.
Основными нарушителями в водах Ганы считаются китайские траулеры, которые десятилетиями истощали местные рыбные ресурсы. Согласно индексу риска ННН-промысла, Китай является главным нарушителем в мире. Промышленные суда КНР часто используют практику «удобного флага», регистрируя суда под флагом Ганы, чтобы обойти правила и ловить рыбу в местных водах. По данным фонда Environmental Justice Foundation (EJF), не менее 90% промышленных траулеров, работающих в Гане, принадлежат китайским корпорациям. ННН-промысел часто связан и с другими морскими преступлениями, включая торговлю людьми, контрабанду наркотиков и пиратство.
В качестве ответных мер власти Ганы уже приостановили на год лицензии четырех китайских судов – Meng Xin 10, Florence 2, Long Xiang 607 и Long Xiang 608. Их обвинили в промысле в запретных зонах, вылове молоди, сбросе нежелательного улова и «сайко» – несанкционированной перегрузке рыбы в море. Эксперты приветствуют новый закон. «Этот закон знаменует собой поворотный момент для рыболовства и прибрежных сообществ Ганы», – считает Стив Трент, основатель и генеральный директор EJF. Однако он подчеркивает, что успех законодательства будет зависеть от эффективности систем мониторинга и жесткости штрафных санкций. Подход Ганы может стать примером для других стран Западной Африки, сталкивающихся с аналогичными проблемами.