Городская ловушка: как автобусные остановки превращаются в печи



Некоторые конструкции остановок общественного транспорта могут приносить больше вреда, чем пользы, не защищая, а усиливая летний зной. К такому выводу пришли ученые из UTHealth Houston в своем новом исследовании, опубликованном в журнале Transportation Research Part D: Transport and Environment.

Общественный транспорт считается экологичной, доступной и здоровой альтернативой личному автомобилю, сокращая выбросы и загрязнение воздуха. Однако в периоды экстремальной жары ожидание автобуса на остановке превращается в серьезное испытание для здоровья пассажиров, многим из которых приходится добираться до транспорта пешком.

Навесы на остановках призваны защищать от жары, ветра и осадков. Но, как отмечает Кевин Ланца, доцент Школы общественного здравоохранения UTHealth Houston, до сих пор не проводилось исследований, которые бы на практике измеряли, как именно конструкции павильонов и тень от деревьев влияют на тепловой стресс человека.

Ланца поясняет, что тепловой стресс — это не просто температура воздуха, которую показывает смартфон. Он представляет собой комбинацию факторов: когда к высокой температуре добавляется прямое солнечное излучение, тело человека нагревается еще сильнее. Длительное пребывание в таких условиях, например в ожидании транспорта, может привести к тепловому удару.

Для своего исследования ученые выбрали 17 автобусных остановок в Хьюстоне. В течение 13 дней, когда температура воздуха достигала 35–39 °C, они с помощью специальных датчиков измеряли так называемую шаровую температуру влажного термометра (WBGT). Этот показатель комплексно оценивает тепловой стресс, учитывая температуру, влажность, скорость ветра и солнечное излучение.

Результаты показали, что на открытых, незащищенных участках остановок уровень теплового стресса представляет серьезную опасность для здоровья. Любая тень значительно улучшает ситуацию, но самым эффективным средством охлаждения оказались деревья. В среднем густая крона снижала показатель WBGT на 5,9 градуса, создавая спасительную прохладу.

Исследователи также проанализировали четыре типа конструкций остановочных павильонов. Наиболее эффективным оказался навес из нержавеющей стали со стеклянными стенами и крышей — он обеспечивал охлаждение, сопоставимое с тенью от деревьев. В то же время другие модели показали себя гораздо хуже. Одна из конструкций с алюминиевым каркасом и полупрозрачными акриловыми стенками снижала тепловой стресс всего на 1,6 градуса. Более того, под прямыми солнечными лучами температура внутри такого павильона оказалась на 5,2 градуса выше, чем на открытом солнце снаружи.

Кевин Ланца объясняет, что замкнутые акриловые стены и металлический каркас задерживают тепловое излучение внутри, превращая остановку в настоящую «печь». По его словам, результаты исследования служат убедительным доказательством того, что для максимального охлаждения необходимо высаживать деревья у остановок. Если же единственным вариантом остается установка навеса, то к его проектированию и выбору материалов следует подходить стратегически, чтобы не создавать опасных для жизни «тепловых ловушек».

Перспектива

Местные и внешние факторы: что определяет биоразнообразие?

Тихоокеанскому Северо-Западу грозит масштабное затопление после мегаземлетрясения

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *