
Танкер российского проекта «Арктик СПГ – 2» совершил рейс по Северному морскому пути в Азию в необычно позднее время года, когда в регионе уже устанавливаются зимние условия. Хотя поставки сжиженного природного газа в азиатские страны не являются редкостью, сам факт этого рейса показателен. Обычно коммерческая навигация по Севморпути замирает к ноябрю из-за ухудшения ледовой обстановки. В этом году аномально благоприятная погода в сочетании со стремлением России получить доходы от экспорта энергоносителей создали условия для рискованного позднеосеннего путешествия.
Этот рейс служит напоминанием о растущей стратегической важности Арктики, которая становится ареной соперничества мировых держав. К традиционным арктическим игрокам – США, странам Северной Европы и России – присоединяются новые, такие как Китай. Регион богат природными ресурсами, включая огромные запасы нефти и газа, а его промыслы обеспечивают значительную часть мировых поставок продовольствия. Кроме того, Арктика является ключевым центром научных исследований, направленных на понимание климатических моделей и их глобального влияния.
Геополитические потрясения не обошли стороной и этот регион. Конфликт на Украине фактически парализовал деятельность Арктического совета – основного межправительственного органа, способствующего сотрудничеству восьми арктических государств. Взаимодействие с Москвой заморожено, хотя работа на уровне отдельных проектов между остальными семью странами возобновилась в ограниченном формате. Тем временем расширение НАТО за счет Финляндии и Швеции коренным образом изменило ландшафт безопасности: теперь семь из восьми арктических государств входят в оборонный альянс.
Недавние события лишь подчеркивают стратегическое значение региона. Администрация США объявила об ускорении закупки и строительства ледоколов нового класса Arctic Security Cutter, выделив на расширение всего полярного флота береговой охраны более 8,6 миллиарда долларов. Примечательно, что для ускорения процесса первые суда могут быть построены на верфях в Финляндии, что демонстрирует гибкость Вашингтона в вопросах промышленной политики ради укрепления своих позиций в Арктике.
Европейский союз, в свою очередь, предпринимает шаги для усиления своей роли в регионе, призывая разработать более последовательную дипломатическую стратегию. Для ЕС это сложная задача, поскольку многие вопросы арктической политики остаются в компетенции отдельных государств-членов. Кроме того, такие ключевые игроки, как Норвегия и Великобритания, не входят в ЕС, что ограничивает его влияние. Тем не менее активность Брюсселя свидетельствует о признании Арктики стратегическим приоритетом.
Россия, как крупнейшее арктическое государство, остро нуждается в иностранных инвестициях для развития энергетической и транзитной инфраструктуры после введения санкций. Это вынудило Москву обратиться к Китаю, что усилило арктические амбиции Пекина. На фоне обсуждения возможных мирных договоренностей между Россией и Украиной не исключается возобновление экономического сотрудничества с США, в том числе в арктических энергетических проектах. Для России это может стать способом снизить зависимость от китайских инвестиций.
Поскольку США стремятся укрепить свое присутствие, Европа ищет единый подход, а Москва продолжает делать ставку на Север, Арктика останется зоной повышенного геополитического внимания. Главный вопрос заключается в том, сможет ли регион, чье таяние льдов открывает новые экономические возможности и одновременно угрожает глобальному климату, остаться зоной мира и стабильности.