Впадина Калипсо: мусорная бездна на дне Средиземного моря



Мусор, порожденный деятельностью человека, достиг самой глубокой точки Средиземного моря – впадины Калипсо в Ионическом море, расположенной на глубине 5112 метров. На дне идентифицировано 167 объектов, в основном это пластик, стекло, металл и бумага. Из них 148 единиц – морской мусор, а еще 19 – предметы, вероятно, антропогенного происхождения. Эти данные свидетельствуют об одной из самых высоких концентраций морского мусора, когда-либо обнаруженных на больших глубинах.

Результаты исследования представлены в статье, опубликованной в журнале Marine Pollution Bulletin. Среди ведущих авторов – Микель Канальс из факультета наук о Земле Университета Барселоны, Георг Ханке из Объединенного исследовательского центра Европейской комиссии (JRC), Франсуа Гальгани из Французского научно-исследовательского института эксплуатации моря (IFREMER) и Виктор Весково из американской компании Caladan Oceanic.

Для достижения дна впадины, что являлось наиболее сложным аспектом всего исследования, команда использовала высокотехнологичный пилотируемый подводный аппарат Limiting Factor. Полученные с его помощью изображения подтверждают, что морской мусор, помимо скопления на побережьях, в поверхностных водах и на мелководье, достигает также самых глубоких и удаленных точек Средиземного моря, которое особенно страдает от антропогенного воздействия.

Обнаруженный международной командой мусор во впадине Калипсо подчеркивает острую необходимость внедрения глобальных политических мер по сокращению отходов в океане. Также это призыв к изменению потребительских привычек граждан и уменьшению образования отходов для защиты морей и океанов по всему миру.

Впадина Калипсо представляет собой углубление, расположенное в 60 километрах к западу от побережья Пелопоннеса в Греции, в пределах так называемой Эллинской впадины, где есть и другие, менее глубокие подобные образования. Она находится в зоне высокой сейсмической активности из-за действующих разломов, окружена довольно крутым, ступенчатым рельефом со склонами в тысячи метров и имеет практически плоское дно. Внутренняя часть впадины, глубиной более 5000 метров, имеет почковидную форму и размеры примерно 20 на 5 километров.

Возникает вопрос: как мусор попал на такую глубину? Микель Канальс, профессор кафедры динамики Земли и океана и директор кафедры устойчивой «голубой» экономики Университета Барселоны, поясняет, что мусор на дне впадины Калипсо имеет различное происхождение – как наземное, так и морское. Он мог попасть туда разными путями, включая дальний перенос океанскими течениями и прямой сброс. Профессор Канальс отмечает, что некоторые легкие отходы, например пластик, поступают с побережья, находящегося всего в 60 километрах, и достигают впадины. Пластиковые пакеты, по его словам, дрейфуют у самого дна, пока частично или полностью не погребаются под осадками или не распадаются на мелкие фрагменты.

Исследователи также обнаружили свидетельства сброса с судов мешков с мусором, на что указывают скопления различных видов отходов, за которыми следует почти прямолинейная борозда. Эксперт с сожалением констатирует, что применительно к Средиземному морю можно утверждать: «ни один его сантиметр не является чистым». Впадина Калипсо, по его словам, действует как ловушка, накапливая антропогенные материалы на дне. Это замкнутое углубление, что способствует аккумуляции мусора. Слабые течения во впадине – около двух сантиметров в секунду, в редких случаях до 18 – также облегчают оседание легкого мусора на дно.

Течения несут плавучий мусор в основном из южной части Ионического моря и более южных морских районов. Также часто образуются поверхностные вихри, которые концентрируют мусор. Микель Канальс уточняет, что когда такие вихри оказываются над впадиной Калипсо, часть мусора медленно опускается на дно. Этому способствуют процессы деградации и балластировки, увеличивающие его плотность. Поверхностные течения, по его словам, также могут переносить мусор из Адриатического моря на севере, через пролив Отранто, и из вод у северо-западной Греции.

Доступ к глубочайшим морским бассейнам – это огромная задача, требующая применения передовых технологий. В данном случае инновацией стал подводный аппарат Limiting Factor, построенный компанией Triton Submarines. Это судно, спускаемое со специально подготовленных кораблей-носителей, способно доставить двух пассажиров в самые глубокие океанские впадины. Во время осмотра морского дна это уникальное технологическое устройство движется медленно – около 1,8 километра в час – для получения высококачественных изображений.

Во впадине Калипсо Limiting Factor смог преодолеть расстояние, эквивалентное 650 метрам по прямой, за 43 минуты пребывания у дна. Профессор Канальс отмечает, что при каждом погружении больше времени обычно уходит на спуск и подъем аппарата на поверхность, чем на осмотр дна. Каждое полное погружение, по его словам, обычно занимает несколько часов.

Эта технология позволила рассчитать плотность морского мусора на дне впадины. Значительного воздействия на морскую жизнь обнаружено не было, так как биоразнообразие в этой части Ионического моря особенно скудно. На снимках были зафиксированы лишь представители вида Coryphaenoides mediterraneus, рыбы из семейства макрурусовых, и десятиногого ракообразного Acanthephyra eximia.

Однако, как замечает Канальс, в местах с большим биоразнообразием наблюдаются различные типы взаимодействия между осевшим на дно мусором и организмами. Это может быть «призрачная» рыбалка, погребение под мусором, зацепление или проглатывание, а также использование мусора в качестве субстрата, где животные могут расти, прятаться или откладывать яйца.

Первые свидетельства о мусоре на морском дне мира датируются 1975 годом и относятся к проливу Скагеррак в Северной Атлантике. Каньоны и подводные горы являются основными точками скопления мусора, который может быть погребен, измельчен или перемещен под действием силы тяжести, океанских течений и других океанографических факторов.

Сегодня Средиземное море – морской регион, особенно сильно страдающий от этой экологической проблемы. Еще в 2021 году исследование (Микель Канальс и др., Environmental Research Letters) определило Мессинский пролив как зону с самой высокой известной плотностью морского мусора в мире. Это настоящая «горячая точка», где скапливается огромное количество отходов.

Профессор Канальс подчеркивает, что Средиземное море является замкнутым, окружено густонаселенными территориями, характеризуется интенсивным морским судоходством и широкомасштабной рыболовной деятельностью. Полученные в ходе исследования данные, по его мнению, должны активизировать глобальные усилия, особенно в Средиземноморье, по сокращению сброса отходов, в частности пластика, в природную среду и, в конечном счете, в море. Это соответствует Глобальному договору ООН по борьбе с пластиковым загрязнением, который еще ожидает утверждения. Он также упоминает, что даже папская энциклика Laudato si’ от мая 2015 года и некоторые декларации саммитов G7 направлены в эту сторону, хотя до достижения значительного общественного резонанса в отношении проблемы мусора на морском дне еще далеко.

В отличие от таких известных мест, как пляжи или побережье, океанское дно, по словам эксперта, все еще в значительной степени неизвестно широкой общественности. Это затрудняет повышение социальной и политической осведомленности о необходимости сохранения этих пространств. Микель Канальс заключает, что необходимы совместные усилия ученых, коммуникаторов, журналистов, СМИ, лидеров мнений и других людей, обладающих социальным влиянием. Проблема существует, она огромна, даже если не видна напрямую, и о ней нельзя забывать.

Перспектива

Таяние Арктики: риск засухи в Калифорнии, влага для Средиземноморья

Загадка лемуров: как спячка временно омолаживает ДНК

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *