
Сочетание субсидий для чистой энергетики и налогов на загрязняющие производства способно значительно сократить выбросы парниковых газов, вызывающие изменение климата. К такому выводу пришла команда исследователей из Калифорнийского университета в Сан-Диего и Принстонского университета в работе, опубликованной в журнале Nature Climate Change.
Финансовые стимулы, или «пряники», могут спровоцировать быстрое внедрение экологически чистых технологий в краткосрочной перспективе. Однако без политики, которая также наказывает загрязнителей – так называемого «кнута», – остановить изменение климата будет невозможно. Хотя подобные смешанные подходы широко используются в мире, это первое исследование, которое показывает, как их комбинацию можно моделировать для разработки эффективной климатической стратегии.
«Эта работа помогает сделать наши климатические модели более реалистичными в отношении того, как на самом деле ведут себя правительства, – отметил соавтор исследования Дэвид Виктор. – Годами модели показывали нам, что экономически эффективно, но не то, что политически возможно. Наша цель – преодолеть этот разрыв, чтобы политики могли разрабатывать стратегии, выживающие в реальном мире». Исследование предлагает строгий, основанный на данных анализ того, как политические решения и их своевременность влияют на способность страны декарбонизировать свою энергетическую систему.
Работа ученых особенно актуальна на фоне глобальной неопределенности. Например, в США дальнейшая судьба стимулов, принятых в рамках Закона о снижении инфляции (IRA), остается под вопросом, при этом значимый налог на выбросы на федеральном уровне так и не был введен. В то же время другие страны идут разными путями: Китай вводит новые стимулы и некоторые штрафы, а Европа активно использует политику, делающую выбросы более дорогими. По словам Виктора, мир наблюдает «глобальный эксперимент в реальном времени».
Чтобы проверить, как различные политические решения формируют долгосрочный прогресс, авторы использовали экономическую модель для моделирования нескольких сценариев до 2050 года. Они сравнивали варианты, включающие только стимулы, только штрафы, их комбинацию, а также сценарий с непоследовательной политикой, отражающей политическую нестабильность, когда стимулы вводятся, отменяются и возобновляются с течением времени.
Исследователи были удивлены, насколько эффективными могут быть стимулы для ускорения перехода на чистую энергию в ближайшей перспективе. К таким мерам относятся налоговые льготы на электромобили и возобновляемые источники энергии, государственные гранты и кредиты для «зеленого» производства, а также субсидии, помогающие домовладельцам устанавливать тепловые насосы и солнечные панели.
Политическая последовательность – сохранение программ стимулирования стабильными и надежными – оказалась не менее важной, чем размер субсидий или строгость будущих штрафов. Моделирование показало, что при последовательном применении стимулов экономика может достичь 80%-го сокращения выбросов углерода в энергетике к середине века. Когда же эти стимулы отменяются или задерживаются, инвестиции замедляются, а последующее сокращение выбросов становится более дорогостоящим. «Когда политика непредсказуема, компании откладывают инвестиции, – поясняет Виктор. – Эта задержка может сделать последующие действия политически и экономически более трудными».
Авторы надеются, что их исследование станет руководством для ключевых лиц, принимающих решения по всему миру. По их мнению, «понимание того, что работает и когда, является ключом к достижению глобальных климатических целей».