Эффект зоопарка: орангутаны в неволе оказались любопытнее диких



Жизнь в зоопарке кардинально меняет то, как суматранские орангутаны взаимодействуют с окружающим миром. Новое исследование, сравнивающее поведение диких и содержащихся в неволе приматов, показывает, что жизнь за решеткой не только не подавляет, но и стимулирует их исследовательскую активность.

Ученые проанализировали более 12 тысяч эпизодов так называемого исследовательского манипулирования объектами — активного изучения предметов, связанного с обучением и решением задач. Наблюдения велись за 51 орангутаном в возрасте от полугода до 76 лет. Выяснилось, что особи в зоопарках исследуют окружающую среду чаще, разнообразнее и сложнее, чем их дикие сородичи. Данные собирались в индонезийском исследовательском центре Suaq Balimbing и в четырех зоопарках Германии и Швейцарии.

Ведущий автор исследования Изабель Лаумер отмечает, что орангутаны в зоопарках не просто исследуют окружающий мир чаще, но и делают это иначе. Особенно поразительно, что даже при изучении одинаковых предметов обитатели зоопарков демонстрируют более богатый набор действий, чаще используют инструменты и могут манипулировать несколькими объектами одновременно.

В дикой природе орангутаны в основном изучают естественные объекты: растения, кору и ветки. Их сородичи в неволе активно взаимодействуют с широким спектром предметов для обогащения среды — пластиковыми игрушками, головоломками и сборными конструкциями, специально разработанными для стимуляции когнитивной деятельности. При этом возраст, в котором приматы начинают проявлять интерес к определенным видам исследований, одинаков в обеих группах, что указывает на врожденную последовательность развития. Однако у диких особей исследовательская активность резко снижается после восьми лет, когда они становятся самостоятельными. Условия выживания в джунглях, требующие постоянного поиска пищи и бдительности, просто не оставляют времени на игры. Орангутаны в зоопарках, напротив, продолжают активно исследовать мир и во взрослом возрасте.

У человеческих младенцев изучение предметов позволяет познавать их физические свойства, такие как текстура и вес, стимулируя когнитивное и моторное развитие. Схожая закономерность наблюдается и у многих животных. Повышенная исследовательская активность может улучшать когнитивную гибкость и навыки решения проблем у орангутанов в зоопарках, поскольку у них есть больше времени и энергии для обучения через познание нового.

Старший автор исследования Кэролайн Шуппли подчеркивает, насколько сильно среда влияет на поведение и когнитивное развитие животных. По ее словам, сравнение диких и содержащихся в неволе особей дает уникальную возможность лучше понять весь спектр познавательного потенциала вида.

Перспектива

Чистая энергия: скрытая цена добычи металлов для «зеленого» будущего

Новая жизнь для торфяников: как в Канаде возрождают болота на местах нефтедобычи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *