Индонезия добилась заметных успехов в переходе на более чистые виды топлива для приготовления пищи, в частности, благодаря программе «Zero Kero Program» 2007 года. Сообщается, что в рамках программы менее чем за десять лет использование керосина в быту сократилось на 92 процента за счет перехода домохозяйств на сжиженный нефтяной газ (СНГ). Отмечается, что основной целью программы было сокращение расходов на субсидирование керосина, но она также привела к положительному влиянию на здоровье населения благодаря снижению уровня загрязнения воздуха внутри помещений.
Тем не менее, Индонезия сталкивается с новыми проблемами. Ежегодное потребление СНГ составляет около восьми миллионов тонн, а внутренние производственные мощности – всего 1,7 миллиона тонн. Зависимость Индонезии от импорта СНГ привела к тому, что государственные расходы на субсидирование СНГ достигают 80 триллионов индонезийских рупий (4,9 миллиарда долларов США) в год. Администрация президента Прабово Субианто стремится к достижению энергетической самодостаточности. Нынешняя зависимость от импорта СНГ и нагрузка субсидий на государственные финансы вызывают насущные вопросы о дальнейшем пути развития Индонезии.
Индонезия предпринимает некоторые шаги для решения проблемы финансового бремени субсидий на СНГ. Правительство Индонезии намерено сократить импорт СНГ до нуля к 2030 году, частично за счет продвижения электрических кухонных приборов, включая индукционные плиты, в 700 000 домохозяйств. Однако уровень их внедрения в настоящее время низок – в 2021 году индукционными плитами пользовались лишь 0,76 процента индонезийских домохозяйств. Проблемы пилотных проектов по использованию электрических плит в Денпасаре и Семаранге в 2022 году были связаны с низкой электрической мощностью домохозяйств, которая оказалась недостаточной для плит высокой мощности.
Распространение индукционных плит связано с компромиссом: хотя это может снизить финансовое бремя импорта СНГ, страна по-прежнему сильно зависит от ископаемого топлива для производства электроэнергии. Если не произойдет массового внедрения возобновляемых источников энергии, этот сдвиг может привести к увеличению выбросов парниковых газов.
Первым шагом для того, чтобы индукционные плиты стали экологически устойчивым вариантом, является ускорение перехода на возобновляемые источники энергии. Около 14 процентов энергетического баланса страны приходится на возобновляемые источники, что значительно меньше целевого показателя в 23 процента, установленного на 2025 год. Расширение сети возобновляемых источников энергии также согласуется с общей целью Прабово по достижению энергетической независимости.
При наличии расширенной сети возобновляемых источников энергии правительство могло бы перераспределить субсидии на СНГ на стимулирование домохозяйств, готовых перейти на индукционные плиты. Это позволило бы решить проблему финансового бремени субсидий на СНГ и одновременно содействовать внедрению устойчивых методов использования энергии. Также можно стимулировать использование индукционных плит, вводя ограничения на покупку субсидируемого СНГ, чтобы гарантировать, что он достанется только целевым бенефициарам – домохозяйствам с низким доходом. Эти ограничения в сочетании с адресными стимулами могут ускорить внедрение индукционных плит.
В 2024 году правительство ввело ограничения, согласно которым только зарегистрированные лица, имеющие на это право, могут приобретать субсидируемые 3-килограммовые баллоны СНГ. Хотя первоначально реализация казалась неадекватной из-за того, что субсидируемый СНГ по-прежнему был доступен всем потребителям, субсидия в значительной степени достигает целевых бенефициаров – большинство потребителей субсидируемого СНГ относятся к 70 процентам самых бедных домохозяйств.
Повышенный спрос на индукционные плиты может также способствовать развитию отечественного производства, побуждая новых производителей выходить на рынок и позволяя существующим производителям снижать себестоимость единицы продукции за счет увеличения масштабов производства. Внутреннее производство индукционных плит в Индонезии остается ограниченным: в 2022 году было всего два производителя с годовой производственной мощностью 317 000 единиц.
Для решения проблемы низкой электрической мощности многих индонезийских домохозяйств возможной инициативой является содействие отечественному производству моделей индукционных плит меньшей мощности, которые являются менее дорогостоящими и более совместимыми с мощностями домохозяйств. Но с плитами малой мощности связаны затраты и барьеры, в том числе расходы на исследования и разработки, а также культурные барьеры. Поскольку низкая мощность может означать более медленное приготовление пищи, китайско-индонезийские блюда, которые готовятся на сильном огне в воке, могут не подойти, в то время как для блюд, требующих медленного приготовления, таких как западносуматранский «ренданг», ситуация обратная.
Также можно предоставлять стимулы в виде снижения затрат на модернизацию электрических мощностей домохозяйств. Но некоторые домохозяйства с низким и средним уровнем дохода могут с меньшей готовностью переходить на индукционные плиты из-за более высоких затрат на электроэнергию, если только они не будут получать постоянные стимулы, такие как скидки на электроэнергию. Обеспечение того, чтобы домохозяйства, модернизирующие свои электрические мощности, также переходили на индукционные плиты – возможно, с помощью механизмов принуждения – также должно учитываться при принятии политических решений, чтобы максимизировать эффективность таких стимулов.
Экономическая целесообразность перехода на индукционные плиты также во многом зависит от срока окупаемости – того, сколько времени потребуется домохозяйствам, чтобы окупить свои первоначальные инвестиции за счет экономии энергии. Эти инвестиции включают не только саму плиту, но и новую посуду, совместимую с электрической плитой. Понимание этих затрат имеет решающее значение для разработки политики.
Переход Индонезии на индукционные плиты требует большего, чем просто политические реформы и улучшения инфраструктуры. Он требует фундаментального преобразования энергетического баланса страны. Учитывая, что возобновляемые источники энергии составляют лишь 14 процентов текущего баланса, устойчивое внедрение представляется маловероятным в ближайшем будущем. Успех зависит от скоординированного подхода: сначала расширение сети возобновляемых источников энергии, затем постепенный переход домохозяйств и устранение пробелов в инфраструктуре при одновременной защите уязвимых домохозяйств. Только тогда Индонезия сможет достичь энергетической независимости без ущерба для экологических целей или благосостояния домохозяйств.