Бабуины делятся мясом по тем же принципам, что и древние люди



Качество социальных отношений и устройство общества влияют на передачу ценных ресурсов не только у людей, но и у других приматов. Исследователи из Немецкого центра изучения приматов (DPZ) обнаружили это на примере гвинейских бабуинов (Papio papio), которые распределяют мясо по схемам, удивительно похожим на те, что существуют в человеческих сообществах охотников-собирателей.

Команда ученых проанализировала 109 случаев поедания мяса, сопоставив эти данные с результатами поведенческих наблюдений, собиравшихся почти десять лет. Как выяснилось, чем теснее были отношения между двумя животными, тем выше была вероятность мирной передачи пищи. Напротив, воровство происходило среди членов группы, не связанных близкими узами. Результаты работы опубликованы в журнале iScience.

Обмен ценным ресурсом, таким как мясо, считается ключевым фактором развития сложных, многоуровневых обществ у людей. Разная успешность охоты в сочетании с высокой питательной ценностью добычи побудила наших предков создавать социальные сети для обеспечения регулярного снабжения. В обществах охотников-собирателей мясо – это редкий и важный продукт, который распределяется в соответствии со структурой общины: сначала внутри семьи, а затем и между остальными. Чтобы лучше понять, как социальная организация влияет на обмен ресурсами, ученые обращаются к изучению многоуровневых систем у наших ближайших родственников.

Исследователи из Лаборатории когнитивной этологии DPZ в течение девяти лет наблюдали за гвинейскими бабуинами в Сенегале. Эти животные живут в сложной социальной системе. Наименьшая ячейка – «юнит», состоящий из одного самца, нескольких связанных с ним самок и их потомства. Три-четыре «юнита» образуют «партию», в которой самцы поддерживают долгосрочные связи, часто основанные на родстве. Наконец, несколько «партий» формируют третий уровень – «банду». Отношения между особями, как правило, тем крепче, чем на более низком уровне иерархии они находятся.

На полевой станции DPZ в Сименти ученые проанализировали 320 случаев передачи мяса, в основном между самцами и самками в их «юнитах» или с другими самцами в той же «партии». Чем прочнее были отношения между двумя животными, тем выше была вероятность передачи пищи. Терпимые передачи, когда одна обезьяна без конфликта забирала куски мяса у другой, – так называемый «пассивный дележ» – происходили почти исключительно в пределах самых близких социальных ячеек. На более высоких уровнях иерархии – между разными «юнитами» или внутри «банды» – передача становилась реже и менее терпимой.

«Мы смогли показать, что гвинейские бабуины передают мясо вдоль своих социальных связей, – объясняет ведущий автор исследования Уильям Дж. О’Херн. – Эта форма толерантного обмена напоминает поведение человеческих групп охотников-собирателей, где мясо сначала распределяется в семье и только потом достается более дальним знакомым или соседям».

Статистические модели подтвердили, что вероятность получить кусок мяса значительно возрастала с укреплением отношений с «владельцем» добычи. Интересно, что гвинейские бабуины не делятся мясом активно – они не предлагают куски другим намеренно. Вместо этого передача происходит «пассивно»: одна особь ест, оставляет тушу, а следующая, наиболее близкая по социальной связи, забирает остатки. Это наблюдение говорит о том, что социальная терпимость является ключевым условием для обмена мясом у бабуинов.

Исследование предоставляет важные доказательства того, что сложные социальные структуры могут оказывать схожее влияние на обмен ресурсами независимо от вида. «Это говорит о том, что определенные социальные модели могли развиваться у людей и нечеловекообразных приматов независимо друг от друга, но сопоставимыми путями», – заключает Джулия Фишер, руководитель лаборатории.

Точка зрения

Ученые нашли ДНК-переключатель сезонной адаптации у бабочек

Эффективная переработка навоза повышает безопасность молочных ферм