Темная сторона солнца: как коррупция вредит зеленой энергии Калифорнии

Стремительный рост солнечной энергетики в Соединенных Штатах, обусловленный политикой по смягчению последствий изменения климата и целями по достижению углеродно-нейтральной энергетики, вывел Калифорнию на позицию национального лидера по производству солнечного электричества. Однако новое исследование, опубликованное в Energy Strategy Reviews, вскрыло оборотную сторону ошеломляющих темпов инвестиций, развертывания и внедрения солнечных технологий в штате, впервые проанализировав модели коррупции в государственном и частном секторах на калифорнийском рынке солнечной энергии.

Исследователи из Boston University Institute for Global Sustainability (IGS) выявили семь различных типов коррупционных злоупотреблений и рисков в солнечной энергетике Калифорнии. Среди них — фаворитизм при утверждении проектов, включая громкий инцидент в высших эшелонах Министерства внутренних дел США, связанный с интимными отношениями с лоббистом солнечной компании. Авторы исследования призывают к серьезным реформам в секторе, поскольку США все больше полагаются на солнечную энергию для декарбонизации своего электроэнергетического сектора, чтобы полностью реализовать справедливый энергетический переход.

Ведущий автор исследования Бенджамин Совакул, директор IGS и профессор наук о Земле и окружающей среде Бостонского университета, заявляет, что в этом новаторском исследовании они обнаруживают, что усилия по ускорению развертывания солнечной инфраструктуры в Калифорнии в конечном итоге способствуют возникновению целого ряда отрезвляющих коррупционных практик и рисков. Он добавляет, что это включает шокирующие злоупотребления властью на этапах утверждения и лицензирования, а также вытеснение коренных групп населения, и кроме того, преступные схемы уклонения от уплаты налогов или фальсификацию информации о солнечных проектах. Совакул считает, что это «тревожный звонок», свидетельствующий о том, что солнечная промышленность не может продолжать двигаться по нынешней траектории плохого управления и неправомерного поведения.

Опираясь на обзор литературы, оригинальные интервью и полевые исследования, авторы исследования разработали концептуальную основу, которая помогает изучить более широкие социально-политические реалии, способствующие коррупции во время взрывного роста калифорнийского рынка солнечной энергии с 2010 по 2024 год. За этот период производство солнечной энергии в штате выросло в геометрической прогрессии, достигнув 79 544 гигаватт-часов в 2024 году, чего, согласно данным State of Renewable Energy dashboard, достаточно для обеспечения электроэнергией примерно 7,4 миллиона американских домохозяйств в течение года.

Исследование указывает на причастность солнечной энергетики к многочисленным коррупционным практикам и рискам, которые негативно сказались на сообществах, разработке политики и регулировании, а также на решениях по размещению объектов и планированию.

Соавтор исследования Александр Данлэп, научный сотрудник IGS, говорит, что самым поразительным открытием для него стало то, насколько распространена коррупция на всех уровнях развития солнечной энергетики, от мелких поставщиков до высокопоставленных государственных чиновников, даже в таком хорошо регулируемом и прогрессивном штате, как Калифорния.

Чтобы понять, как коррупция подрывает рынок солнечной энергии, исследователи сосредоточились на многочисленных проектах промышленного масштаба в округе Риверсайд, четвертом по численности населения округе Калифорнии. Они поставили перед собой задачу задокументировать модели предполагаемой коррупции, собрав мнения широкого круга лиц, проводя организованные фокус-группы и наблюдения на различных солнечных объектах, а также проводя интервью «от двери к двери» и на парковке местного супермаркета. Среди респондентов были жители Блайта и Дезерт-Сентра в Калифорнии, пострадавшие от развития солнечной энергетики, строители солнечных электростанций, представители неправительственных организаций, сотрудники солнечных компаний, федеральных агентств, а также государственных и местных органов власти.

Хотя авторы исследования признают сложность подтверждения отдельных заявлений о коррупции, их смешанный методологический подход сочетает эти личные утверждения с анализом новостных сообщений, судебных показаний и других официальных источников для подтверждения своих выводов.

Они указывают на смешение государственных, частных, социальных и политических моделей коррупции на калифорнийском рынке солнечной энергии. К ним относятся клиентелизм и фаворитизм: наем друзей или родственников вместо других кандидатов для реализации солнечных проектов и несправедливое распределение государственных контрактов или разрешений среди разработчиков проектов, что в одном случае привело к журналистскому расследованию, поставившему под сомнение влияние сексуальных отношений. Также выявлены погоня за рентой и захват земель: перенаправление государственных средств или земель в пользу частных застройщиков и отчуждение общинных или общественных земель у коренных народов или других групп для размещения энергетической инфраструктуры. Отмечается и перенаправление услуг: удержание местных выгод, таких как снижение счетов за электроэнергию, или распределение энергии, вырабатываемой на местах, только в более платежеспособные районы штата. Зафиксированы случаи хищения: насильственное уничтожение флоры или культурных артефактов, или нарушение среды обитания животных для строительства площадок солнечных проектов. Распространен «зеленый камуфляж» (гринвошинг): введение общественности в заблуждение относительно экологических преимуществ солнечного проекта; использование некорректных оценок воздействия на окружающую среду или культурное наследие для оценки последствий проекта, таких как загрязнение близлежащих водных путей; и отмена природоохранных мер для ускоренного расширения солнечной инфраструктуры. Имеют место уклонение от уплаты налогов и их минимизация: неуплата или недоплата налогов, или стратегическое бездействие государственных органов по адекватному распределению средств от проектов среди сообществ, затронутых развитием солнечных проектов. Наконец, распространена непрозрачность: сокрытие, манипулирование или непредоставление релевантной или важной информации, касающейся солнечных проектов, такой как местные экономические выгоды и экологические последствия.

За исключением нескольких громких скандалов, коррупция в секторе возобновляемой энергетики Калифорнии оставалась в значительной степени неизученной, что позволяло скрытым механизмам подрывать потенциал справедливого энергетического перехода. Чтобы исправить это, авторы исследования рекомендуют картирование коррупционных рисков для документирования проблемных практик и субъектов, создание реестров субсидий и введение «положений о прекращении действия» для сдерживания погони за рентой и уклонения от уплаты налогов. Также предлагаются инициативы по обеспечению прозрачности, направленные на отслеживание экологических изменений и сбор данных (для оценки воздействия на окружающую среду), строгое соблюдение антикоррупционных законов и модели совместного владения солнечными объектами для повышения подотчетности.

 

Перспектива

Восстановление лесов охладит Землю, но не заменит сокращение выбросов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *