Цена на углерод: Казахстан на пути к реформе климатической политики

Казахстан, являясь пионером в области углеродного регулирования в Центральной Азии, стоит на пороге пересмотра своей климатической политики. Действующая в стране система торговли выбросами (СТВ), запущенная еще в 2013 году, сталкивается с необходимостью серьезной модернизации для достижения как национальных, так и международных климатических целей. Об этом говорится в совместном докладе Евразийского банка развития и Института ЦАРЭС, анализирующем перспективы применения инструментов тарификации выбросов углерода в регионе.

Тарификация выбросов, включающая углеродные налоги и системы торговли квотами, признана в мире одним из наиболее эффективных рыночных инструментов для сокращения парниковых газов. Она не только стимулирует компании инвестировать в «зеленые» технологии, но и может стать значительным источником пополнения госбюджета. На глобальном уровне доходы от таких механизмов в 2023 году достигли рекордных 104 миллиардов долларов. Казахстан остается единственной страной в Центральной Азии, внедрившей подобный инструмент на национальном уровне. Его СТВ охватывает около половины промышленных выбросов CO2 в стране, что составляет примерно 47% от их общего объема. Система включает предприятия электроэнергетики, нефтегазовой, металлургической, химической и горнодобывающей промышленности.

Однако, как отмечают эксперты, ключевой проблемой, подрывающей эффективность системы, остается крайне низкая цена на выбросы, составляющая около 1,8 доллара за тонну CO2. Этот показатель несопоставим с европейскими ценами, достигающими 70 евро, или с уровнями, рекомендованными международными организациями для эффективной борьбы с изменением климата. Низкая стоимость квот не создает достаточных стимулов для предприятий к сокращению выбросов и переходу на более чистые технологии –– бизнесу проще и дешевле купить дополнительные разрешения на выбросы, чем инвестировать в модернизацию. Кроме того, действующая система охватывает только диоксид углерода, оставляя за рамками другие значимые парниковые газы, например метан, на который приходится значительная доля выбросов в стране.

Необходимость реформ диктуется как внутренними, так и внешними факторами. Казахстан поставил амбициозную цель по достижению углеродной нейтральности к 2060 году. Одновременно с этим усиливается давление со стороны ключевых торговых партнеров, в первую очередь Европейского союза, который ввел механизм трансграничного углеродного регулирования (ТУР). Этот механизм фактически вводит налог на импорт углеродоемкой продукции, что может снизить конкурентоспособность казахстанских товаров на европейском рынке. В этих условиях правительство рассматривает пути совершенствования СТВ, включая постепенное сокращение бесплатных квот, внедрение аукционов и расширение системы на другие газы и сектора экономики.

Одной из главных преград на пути к эффективному углеродному регулированию в Казахстане, как и в других странах региона, остаются масштабные субсидии на ископаемое топливо. В 2021 году их объем в стране составлял около 6% ВВП. Такие субсидии искусственно занижают стоимость энергии, полученной из ископаемых источников, и тормозят инвестиции в возобновляемую энергетику. Эксперты сходятся во мнении, что постепенный отказ от этих субсидий является обязательным условием для успешной декарбонизации.

Опыт Казахстана внимательно изучают соседи по региону, каждый из которых находится на своей стадии готовности к внедрению углеродного ценообразования. Азербайджан, готовясь к проведению 29-й Конференции сторон РКИК ООН (COP29), заявил о разработке углеродного налога для стимулирования «зеленых» проектов. Узбекистан также формирует необходимую инфраструктуру, включая систему мониторинга, отчетности и верификации выбросов, и уже имеет опыт участия в международных проектах по торговле углеродными кредитами, таких как iCRAFT Всемирного банка. В то же время для Кыргызстана и Таджикистана, где основу энергетики составляет гидрогенерация, приоритетом является адаптация к последствиям изменения климата, а не смягчение выбросов. Внедрение тарификации выбросов для этих стран пока не является первоочередной задачей. Таким образом, дальнейшее развитие системы углеродного регулирования в Казахстане станет важным сигналом для всего региона, демонстрируя возможность перехода от формального механизма к реально действующему инструменту на пути к низкоуглеродной экономике.

Сохранит ли Россия «Вулканы Камчатки» для будущих поколений?