Островные государства требуют реформы климатического финансирования



Когда ураганы обрушиваются на Карибские острова, они оставляют после себя не только разрушения, но и долги. Малые островные развивающиеся государства вынуждены брать огромные кредиты под высокие проценты на восстановление. Несмотря на то, что на долю этих стран приходится менее 1% мировых выбросов, они в конечном итоге платят дважды – сначала за ущерб от климатических изменений, а затем за свое восстановление.

Немногие лидеры так четко формулируют несправедливость климатического финансирования, как Миа Амор Моттли, премьер-министр Барбадоса. В последние годы она стала главным защитником государств, особенно уязвимых к изменению климата, продвигая концепцию «достойного финансирования». Эта модель предполагает предоставление финансовых ресурсов, которые выделяются быстро, структурированы на справедливых условиях и достаточны по объему, чтобы малые островные государства могли реализовать надежные меры по адаптации и восстановлению.

«Мы боремся за наши жизни, а не за строчку в таблице», – заявила Моттли на Генеральной Ассамблее ООН. – «Малые нации платят самую высокую цену за кризис, который мы не создавали». Ее кампания, основанная на Бриджтаунской инициатиve, изменила глобальные дебаты о климатическом финансировании и заставила такие институты, как Всемирный банк и МВФ, признать, что их правила ставят уязвимые страны в невыгодное положение.

Последствия изменения климата в Карибском бассейне очевидны – потепление моря обесцвечивает коралловые рифы, повышение уровня воды угрожает водоносным горизонтам, а штормы становятся все интенсивнее. Несмотря на ограниченные бюджеты, страны региона активно действуют. Доминика строит геотермальную электростанцию мощностью 10 мегаватт для замены дорогостоящего дизельного топлива. Белиз стремится сократить выбросы за счет защиты лесов и возобновляемых источников энергии. Суринам, одна из немногих углеродно-отрицательных стран мира, расширяет использование солнечной энергии в сельской местности.

План Барбадоса – один из самых амбициозных. Страна обязалась сократить выбросы на 45% к 2035 году. Но для Моттли постановка целей – это лишь полдела. Ее Бриджтаунская инициатива предлагает конкретные реформы: создание универсального механизма финансирования во Всемирном банке для быстрого выделения средств после катастроф, внедрение долговых оговорок, приостанавливающих выплаты по кредитам в случае стихийных бедствий, и новый подход МВФ, который признает инвестиции в устойчивость необходимостью, а не фискальным бременем.

Барбадос уже опробовал свои идеи на практике. В 2022 году страна выпустила «голубые облигации» на 150 миллионов долларов США – инновационный механизм обмена долга на природоохранные обязательства. Эта сделка позволила рефинансировать дорогой долг по более низким ставкам, а сэкономленные средства направить на защиту 30% морской акватории страны к 2030 году. Позже был запущен первый в мире обмен долга на климатическую устойчивость, который высвободил около 125 миллионов долларов для модернизации систем водоснабжения и канализации. Теперь Барбадос включает во все новые облигации пункты о приостановке платежей в случае стихийного бедствия, создавая финансовую подушку безопасности.

Главная проблема, по словам Моттли, – не собрать деньги, а заставить их двигаться быстрее и справедливее. Фонд возмещения потерь и ущерба, созданный для помощи странам в восстановлении после климатических ударов, является ярким примером. Из обещанных 768 миллионов долларов США было выплачено лишь 400 миллионов – капля в море по сравнению с потребностью в 395 миллиардов. «Деньги существуют, – говорит Моттли. – Не хватает воли, чтобы переосмыслить систему».

Примеру Барбадоса следуют и другие страны Карибского бассейна. Багамские острова работают над рефинансированием долга на 300 миллионов долларов, что может высвободить 120 миллионов на природоохранные цели. Аналогичная сделка в Белизе уже позволила направить средства на защиту прибрежных экосистем. Посыл региона ясен: Карибы больше не ждут разрешения, а создают собственные правила выживания.

Финансовая реформа имеет и повседневные последствия. В Сент-Люсии модернизированные дренажные системы позволяют магазинам возобновлять работу через несколько часов после шторма. В Доминике укрепленные склоны холмов предотвращают сезонные оползни. А на Барбадосе современная водоочистная станция обеспечивает работу ферм во время засухи. Однако Карибский регион не может решить эту проблему в одиночку. Глобальная финансовая система, созданная для другого столетия, нуждается в срочной адаптации к реалиям века нынешнего. Для Карибских островов реформа климатического финансирования – это разница между устойчивым будущим и затянувшейся катастрофой.

Точка зрения

Опрос: каждый третий житель Амазонии ощущает изменение климата