Птенцы учатся выживать у братьев, сестер и других взрослых птиц



Братья и сестры могут быть более влиятельными учителями, чем родители – по крайней мере, для некоторых видов птиц. Исследование, проведенное учеными из Калифорнийского университета в Дэвисе и Института поведения животных Макса Планка, показало, что сиблинги и другие взрослые особи играют ключевую роль в передаче жизненно важных навыков молодым птицам. Это открытие, опубликованное в журнале PLOS Biology, впервые рассматривает социальное обучение у птенцов в дикой природе для видов с ограниченной родительской опекой.

«Большая часть наших знаний о социальном обучении у молодняка получена при изучении видов с длительной родительской заботой, включая человека, – отмечает ведущий автор исследования Соня Уайлд. – Обучение во многом происходит от родителей, потому что потомство проводит с ними много времени. Но что происходит с передачей знаний, когда родительская опека ограничена?»

В качестве модельного вида исследователи выбрали большую синицу (Parus major). Покинув гнездо, птенцы практически ничего не умеют: они не могут самостоятельно добывать пищу или находить укрытие. У них есть всего около 10 дней родительской опеки, чтобы всему научиться. Молодые птицы следуют за родителями и продолжают просить корм, но истощенные взрослые особи постепенно отстраняются. Это создает сильное давление отбора, заставляя птенцов как можно быстрее осваивать навыки выживания.

Чтобы понять, как учатся молодые синицы, ученые установили специальные кормушки-головоломки для 51 пары птиц и их 229 птенцов. Чтобы добраться до личинок мучных червей, птице нужно было сдвинуть дверцу влево или вправо. «Полностью автоматизированные головоломки позволили нам собрать данные высокого разрешения о сотнях птиц с микрочипами, – говорит Уайлд. – Это дало десятки тысяч решений, которые помогли распутать пути обучения и стратегии принятия решений, которые использовали птенцы на пути к независимости».

Наблюдения в течение 10 недель показали, что птенцы с большей вероятностью осваивали головоломку, если их родители умели ее решать. Однако на выбор конкретной стратегии – сдвинуть дверцу влево или вправо – гораздо сильнее влияли братья, сестры и другие взрослые особи, не являющиеся родителями. Из тех птенцов, кто первым в выводке научился решать задачу, почти 75% переняли навык у посторонних взрослых птиц и лишь 25% – у своих родителей. Среди последующих учеников в каждой группе около 94% научились решать головоломку, подражая своим братьям и сестрам.

Понимание поведения животных имеет большую ценность для сохранения биоразнообразия. По словам Сони Уайлд, чем разнообразнее «культуры» в популяциях животных, тем они устойчивее к вымиранию и способны лучше справляться с изменениями окружающей среды. Такие виды менее уязвимы, поскольку у них есть множество различных ролевых моделей, от которых можно получить социально приобретенную информацию и навыки.

Точка зрения

Понимание отношения людей к акулам – ключ к сохранению видов