Соглашение о свободной торговле между Европейским союзом и Меркосуром, торговым союзом стран Южной Америки, включающим Аргентину, Бразилию, Парагвай, Уругвай и Венесуэлу, предлагает значительные экономические возможности. Ожидаемая ратификация соглашения открывает перспективы для энергетического сотрудничества, включая доступ к сырьевым материалам, необходимым для энергетического перехода, и развитие рынка биотоплива. Соглашение также способствует интеграции возобновляемых источников энергии и декарбонизированных промышленных цепочек, что может укрепить экономические связи между регионами.
Соглашение включает строгие критерии социально-экологической устойчивости, ссылаясь на Парижское соглашение как на ключевой элемент. Страны Меркосура получают механизм перераспределения, который защищает их от потенциальных негативных последствий таких мер, как Механизм углеродного регулирования импорта ЕС (CBAM). Кроме того, ЕС планирует выделить 1,8 миллиарда евро через программу Global Gateway для поддержки зеленого и цифрового перехода в Аргентине, Бразилии, Уругвае и Парагвае. Это соглашение представляет собой модель открытой конкуренции, направленную на баланс климатических, энергетических и промышленных интересов сторон.
Страны Меркосура обладают значительными запасами переходных минералов, таких как литий, медь, платина, никель и марганец, которые необходимы для энергетического перехода. Бразилия и Аргентина уже являются ключевыми поставщиками этих материалов для ЕС, что помогает диверсифицировать европейский импорт и снизить зависимость от Китая и России. Соглашение предусматривает снижение или отмену экспортных налогов и ограничений, что способствует устойчивому потоку сырьевых материалов. Например, экспорт никеля, меди, алюминия и стали из Бразилии в ЕС будет освобожден от налогов.
В отношении биотоплива соглашение предусматривает квоты на импорт этанола в ЕС. Предыдущие переговоры установили общую квоту в 650 000 тонн, из которых 450 000 тонн предназначены для химической промышленности без тарифов, а 200 000 тонн — для других целей с пониженными тарифами. Бразилия получает наибольшую долю квот, а Аргентина и Парагвай — меньшие. Либерализация рынка биотоплива будет происходить постепенно, что вызывает сопротивление со стороны европейских производителей и экологических групп.
С точки зрения энергетики, соглашение открывает возможности для интеграции промышленных секторов, связанных с энергетическим переходом. Уругвай и Парагвай имеют почти полностью возобновляемый энергетический микс, а Бразилия декарбонизировала более 80% своей энергетики. Аргентина, хотя и отстает в этом отношении, обладает значительным потенциалом в области ветряной и солнечной энергетики. Эти преимущества могут быть использованы для повышения конкурентоспособности декарбонизированных отраслей как в Меркосуре, так и в ЕС.
Концепция powershoring, предложенная для Латинской Америки, предполагает перенос промышленных мощностей в регион с изобилием недорогой возобновляемой энергии. Greenshoring, более продвинутая версия этой концепции, добавляет критерии социально-экологической устойчивости и борьбы с изменением климата. CBAM, механизм углеродного регулирования импорта ЕС, может стать практическим воплощением этой стратегии, наказывая за углеродный след импортируемых товаров. Greenshoring предлагает странам Меркосура возможности для устойчивой декарбонизации в таких секторах, как горнодобывающая промышленность, производство удобрений и сталелитейная промышленность.
Европейские компании уже играют значительную роль в развитии возобновляемой энергетики в Меркосуре. Соглашение предусматривает тарифные преференции для возобновляемых технологий, что может увеличить присутствие европейских компаний в регионе. Например, тарифы на электрические и гибридные транспортные средства будут снижены с 35% до 25% сразу после вступления соглашения в силу. Эти меры способствуют развертыванию возобновляемых источников энергии и созданию устойчивых цепочек добавленной стоимости.
Соглашение также включает строгие критерии устойчивости, ссылаясь на Парижское соглашение как на важный элемент. Новый текст соглашения предусматривает возможность приостановки торговых отношений, если одна из сторон нарушает обязательства по Парижскому соглашению. Это может ограничить попытки Аргентины выйти из климатического соглашения. Кроме того, соглашение включает механизм перераспределения, который позволяет компенсировать потенциальные негативные последствия таких мер, как CBAM и европейские нормы против импортируемой вырубки лесов (EUDR).
В целом, соглашение между ЕС и Меркосуром представляет собой сбалансированный подход к энергетической и климатической политике. Оно способствует интеграции декарбонизированных промышленных цепочек и укрепляет экономические связи между регионами. Если соглашение будет ратифицировано, оно может стать моделью для будущих переговоров с другими торговыми партнерами, предлагая открытый и устойчивый путь к декарбонизации.