Амбициозный план Калифорнии, закрепленный в указе губернатора Гэвина Ньюсома от 23 сентября 2020 года, ставит целью полный переход на продажи новых легковых автомобилей и грузовиков с нулевым уровнем выбросов к 2035 году. Эта инициатива призвана стать флагманом в борьбе за чистый воздух и климатическую стабильность.
Однако этот курс сталкивается с серьезным противодействием. В этом месяце, как сообщается, со стороны экс-президента Трампа предпринята попытка отменить калифорнийское правило. Его указ, на который ссылаются сторонники отмены, декларирует цель «устранить мандат на электромобили (EV) и способствовать подлинному выбору потребителей, что необходимо для экономического роста и инноваций, путем устранения регуляторных барьеров для доступа к автотранспорту; обеспечивая равные условия регулирования для потребительского выбора транспортных средств». Губернатор Ньюсом резко реагирует, заявляя, что «тотальное наступление Трампа на Калифорнию продолжается» и что в данном случае разрушается «чистый воздух и глобальная конкурентоспособность Америки». Он также сообщает о намерении штата оспаривать это решение в суде, называя действия президента незаконными и продиктованными интересами «крупных загрязнителей». Разворачивающийся конфликт привлекает внимание водителей по всей стране.
Критики плана губернатора Ньюсома указывают, что представление об электромобилях как о транспорте с «нулевым уровнем выбросов» не совсем точно и игнорирует широкий спектр потребностей и предпочтений водителей. Производство аккумуляторов для электромобилей требует огромных энергозатрат, а процесс добычи необходимых материалов, по мнению экспертов, наносит значительный ущерб окружающей среде. Вопросы утилизации отработавших батарей также вызывают серьезные экологические опасения. Эти компромиссы, как утверждается, практически не находят отражения в калифорнийском плане тотального перехода на электромобили.
Другой серьезной проблемой называют нагрузку на уже испытывающую стресс электросеть Калифорнии. Так, в 2022 году власти штата рекомендовали владельцам электромобилей не заряжать свои транспортные средства в пиковые часы – с 16:00 до 21:00, что является наиболее удобным временем для многих автовладельцев. На март в штате насчитывалось около 178,5 тысяч общественных и совместно используемых зарядных станций, однако при этом в Калифорнии действует всего одна атомная электростанция. Для сравнения, Франция эксплуатирует 18 коммерческих АЭС с 57 реакторами, что сделало страну крупнейшим в мире нетто-экспортером электроэнергии с годовой прибылью более 3 миллиардов евро.
Губернатор Ньюсом обосновывает свой план по переходу исключительно на электромобили необходимостью борьбы с «изменением климата». После сильных лесных пожаров в 2020 году он заявляет, что «жара становится все жарче, засуха – все суше», и что «изменение климата реально и усугубляет ситуацию». Однако оппоненты считают, что такой подход демонстрирует недостаточно глубокое понимание научной литературы и существующих среди ученых разногласий по этому вопросу, а климатическая повестка может использоваться в политических целях.
Споры вокруг калифорнийской инициативы выходят за рамки чисто технологических или экологических аспектов. Они затрагивают фундаментальные вопросы о роли государства в регулировании потребительского выбора, особенно когда речь идет о столь значимых для повседневной жизни и экономики решениях. Критики опасаются, что предложенный подход противоречит принципам экономической целесообразности и личной свободы, ставя под сомнение не только экологическую, но и социально-экономическую обоснованность калифорнийского эксперимента.