Глобальный переход к «зеленой» энергетике, требующий значительных объемов таких металлов, как медь и литий, обостряет давний конфликт: столкновение интересов горнодобывающей промышленности с правами коренных народов на их исконные земли и святыни. Ярким примером этой напряженности служит ситуация вокруг планируемого медного рудника Resolution Copper в Аризоне, который угрожает уничтожением священной для племени апачей Сан-Карлос и других коренных наций местности Чичил Бильдаготеел, или Oak Flat по-английски. Решение о форсировании проекта было принято предыдущей администрацией США на фоне заявленной цели по увеличению внутренней добычи стратегически важных минералов, необходимых, в том числе, для технологий возобновляемой энергетики. Ускоренной процедуре подверглись еще девять горнодобывающих проектов, семь из которых расположены на западе Соединенных Штатов.
За проектом Resolution Copper стоят гиганты индустрии – австралийская BHP и британско-австралийская Rio Tinto. Обе компании имеют неоднозначную репутацию в связи с инцидентами, связанными с разрушением или угрозой культурным объектам аборигенов в Австралии. Примечательно, что обе корпорации являются членами Международного совета по горному делу и металлам (ICMM), влиятельной отраслевой организации, представляющей интересы примерно трети мировых горнодобывающих компаний.
На недавнем Постоянном форуме ООН по вопросам коренных народов в Нью-Йорке, крупнейшем ежегодном собрании представителей коренных народов мира, ICMM активно декларировал свою приверженность уважению прав коренных народов и получению их согласия перед началом добычи полезных ископаемых. Представитель ICMM Хааджара Ахмед, старший менеджер организации, 23 апреля заявила: «Это не дает отрасли лицензию на добычу любой ценой». Ахмед особо выделила недавно обновленные руководящие принципы ICMM, которые рекомендуют компаниям-членам, таким как Rio Tinto и BHP, взаимодействовать с коренными народами на начальном этапе проекта, уважать их права и подчеркивают «важность достижения соглашения через процесс, признающий свободное, предварительное и осознанное согласие».
Однако эти декларации резко контрастируют с реальностью «на земле», особенно в Соединенных Штатах. Действующие американские законы и политика остаются слабыми, когда речь заходит о попытках племенных наций защитить свои исконные земли и священные места, расположенные за пределами резерваций. Эти нормы далеки от международных стандартов относительно того, как корпорации и правительства должны учитывать опасения коренных народов по поводу затрагивающих их проектов. По оценкам, от 50% до 80% мировых запасов минералов, критически важных для перехода к возобновляемой энергетике, находятся на землях коренных народов или вблизи них.
Для сравнения, в Канаде суды подтвердили, что правительство обязано консультироваться с коренными общинами по проектам, которые могут негативно повлиять на их договорные права. Тем не менее, и там многие проекты продолжают реализовываться, включая разработки в регионе Ring of Fire в Онтарио и на территориях Secwépemc в Британской Колумбии, вызывая обеспокоенность коренных жителей.
Тем временем в США дело, оспаривающее законность рудника Resolution Copper, находится на рассмотрении в Верховном суде. Суду предстоит решить, нарушит ли уничтожение Чи’чил Биłдаготеел религиозные права апачей. Это решение может иметь далеко идущие последствия для усилий других племен по сохранению священных мест за пределами границ их резерваций. «Правительство США спешит отдать наш духовный дом до того, как суды смогут вынести решение, — точно так же, как оно спешило стереть коренные народы на протяжении поколений», — заявил Уендслер Ноузи-старший из организации Apache Stronghold, стоящей за иском и объединяющей апачей, другие коренные народы и их союзников. «Это тот же самый насильственный шаблон, который мы наблюдаем веками».
Другие горнодобывающие проекты, ускоренные предыдущей администрацией, также вызвали активное сопротивление со стороны племенных наций. Так, племя Не-персе выражает серьезную обеспокоенность тем, что предлагаемый рудник Stibnite в Айдахо может нанести непоправимый ущерб их правам на рыболовство и охоту. Племя Форт-МакДермитт на протяжении многих лет борется против предлагаемого литиевого рудника на перевале Thacker Pass в Неваде, который планируется построить на священном месте, где в 1865 году кавалерия США совершила массовое убийство коренных жителей. Все эти проблемы являются вопросами, которые, согласно Декларации ООН о правах коренных народов, требуют обязательного рассмотрения и урегулирования.
Согласно исследованию, опубликованному в феврале Постоянным форумом ООН по вопросам коренных народов, «отсутствие или слабость правовых рамок, защищающих особые права коренных народов в контексте глобального энергетического перехода», вызывает «серьезную озабоченность». Это отсутствие надлежащей правовой защиты, по мнению авторов доклада, означает, что на горнодобывающие компании ложится прямая ответственность за получение свободного, предварительного и осознанного согласия коренных народов, независимо от существующих пробелов в национальном законодательстве.
Сдвиг в корпоративной и отраслевой политике в сторону получения такого согласия мог бы подтолкнуть правительства к закреплению принципа свободного, предварительного и информированного согласия (СПОС) в их собственных законах и политике, считает Кристен Карпентер, профессор права в Университете Колорадо в Боулдере. «Обнадеживает то, что компании и отраслевые группы принимают политику и руководящие принципы, основанные на СПОС», — отметила Карпентер, ранее входившая в состав Экспертного механизма по правам коренных народов, который помогает правительствам внедрять Декларацию ООН о правах коренных народов. «Все чаще кажется, что частные субъекты стали рассматривать СПОС как инструмент снижения рисков, понимая, что работа над достижением соглашения с коренными народами, вероятно, поможет избежать возражений, судебных исков и протестов, возникающих, когда проекты нарушают права коренных народов».
Хотя добровольные руководящие принципы, продвигаемые такими организациями, как ICMM, потенциально могут способствовать более быстрым изменениям, чем законодательные процессы, они не обладают юридической силой и могут быть созданы или проигнорированы самой отраслью. Это означает, что они не могут служить полноценной заменой строгим правовым нормам и государственному контролю. «Мы не стремимся заменить обязательства государств, но мы можем помочь восполнить пробелы в подотчетности, когда государства не справляются», — заявил Скотт Селлвуд, представлявший на форуме Инициативу по обеспечению ответственной добычи полезных ископаемых, или IRMA. Эта инициатива, объединяющая некоммерческие организации, профсоюзы, горнодобывающие компании и «затронутые сообщества», также разработала добровольные стандарты добычи. Однако ее участники проходят независимый аудит, а отчеты публикуются, что обеспечивает прозрачность и контроль за соблюдением стандартов. «Чтобы это было эффективным, добровольные стандарты добычи должны как минимум требовать от рудников демонстрации того, что они получили свободное, предварительное и информированное согласие от всех затронутых коренных народов», — подчеркнул Селлвуд.