Ученые, ведущие наблюдения за шимпанзе в лесу Будонго, Уганда, сделали поразительное открытие: эти приматы не только самостоятельно лечат свои травмы, но и активно заботятся о раненых сородичах. Это открытие может пролить свет на то, как наши предки впервые начали обрабатывать раны и использовать природные лекарства, закладывая основы современной медицины.
Доктор Элоди Фрейманн из Оксфордского университета, ведущий автор статьи, опубликованной в журнале Frontiers in Ecology and Evolution, сообщает, что их исследование помогает осветить эволюционные корни человеческой медицины и систем здравоохранения. Она поясняет, что документирование того, как шимпанзе определяют и используют лекарственные растения, а также оказывают помощь другим, позволяет получить представление о когнитивных и социальных основах поведения человека в сфере здравоохранения. Хотя ранее уже наблюдались случаи, когда шимпанзе в других регионах помогали членам своей общины с медицинскими проблемами, постоянное проявление такого поведения в Будонго указывает на то, что медицинская помощь среди шимпанзе может быть гораздо более распространенным явлением, чем считалось ранее, и не ограничивается только заботой о близких родственниках.
Исследователи сосредоточили свое внимание на двух общинах шимпанзе в лесу Будонго – Сонсо и Ваибира. Члены этих групп, как и все шимпанзе, подвержены травмам, получаемым в результате драк, несчастных случаев или от ловушек, установленных людьми. Примечательно, что около 40% всех особей в общине Сонсо были замечены с травмами от таких ловушек.
Наблюдение за каждой общиной продолжалось четыре месяца. Ученые также использовали видеоматериалы из базы данных Great Ape Dictionary, журналы с многолетними данными наблюдений и проводили опросы других исследователей, становившихся свидетелями лечения шимпанзе болезней или травм. Все растения, которые приматы использовали для наружного ухода, были идентифицированы. Оказалось, что некоторые из них обладают химическими свойствами, способствующими заживлению ран, и находят применение в традиционной медицине.
За периоды непосредственного наблюдения ученые зафиксировали 12 травм в общине Сонсо, все из которых, вероятно, были вызваны внутригрупповыми конфликтами. В общине Ваибира пострадали пять шимпанзе: одна самка от ловушки и четыре самца в драках. Исследователи также отметили больше случаев оказания помощи в Сонсо, чем в Ваибира. Фрейманн полагает, что это, вероятно, связано с несколькими факторами, включая возможные различия в стабильности социальной иерархии или более широкие возможности для наблюдения в более привыкшей к людям общине Сонсо.
Всего исследователи задокументировали 41 случай оказания помощи: семь из них относились к помощи другим особям, так называемой просоциальной помощи, и 34 случая самолечения. Эти случаи часто включали несколько различных лечебных действий, которые могли быть направлены на разные аспекты раны или отражать индивидуальные предпочтения шимпанзе. Фрейманн рассказывает, что уход за ранами у шимпанзе включает несколько методов: прямое облизывание раны, что удаляет мусор и потенциально наносит антимикробные соединения слюны; облизывание пальцев с последующим прижатием к ране; прикладывание листьев; а также пережевывание растительных материалов и их прямое нанесение на раны. Она добавляет, что все шимпанзе, упомянутые в их таблицах, продемонстрировали выздоровление от ран, хотя, конечно, неизвестно, каким был бы исход, если бы они ничего не предпринимали для лечения своих травм. Ученые также задокументировали гигиеническое поведение, включая очистку гениталий листьями после спаривания и протирание ануса листьями после дефекации — практики, которые, по словам Фрейманн, могут помочь предотвратить инфекции.
Из семи случаев просоциальной помощи четыре касались обработки ран, два – помощи в удалении ловушек, и один случай, когда шимпанзе помог другому с гигиеной. Помощь не оказывалась преимущественно представителями одного пола или возрастной группы, и не была направлена на них. В четырех случаях помощь была оказана генетически неродственным особям. Фрейманн утверждает, что такое поведение дополняет данные из других мест, свидетельствующие о том, что шимпанзе, по-видимому, распознают нужду или страдания у других и предпринимают целенаправленные действия для их облегчения, даже когда нет прямой генетической выгоды.
Ученые призывают к дальнейшим исследованиям социальных и экологических контекстов, в которых происходит оказание помощи, а также к изучению того, какие особи оказывают и получают помощь. Существует вероятность, что высокий риск травм и смерти, с которым все шимпанзе Будонго сталкиваются из-за ловушек, может увеличивать вероятность того, что эти приматы заботятся о ранах друг друга, но для проверки этой гипотезы требуются дополнительные данные. Фрейманн предупреждает, что их исследование имеет несколько методологических ограничений. Она отмечает, что разница в привыкании к людям между общинами Сонсо и Ваибира создает предвзятость наблюдений, особенно для редких форм поведения, таких как просоциальная медицинская помощь. Хотя ученые задокументировали растения, используемые в контексте здравоохранения, по ее словам, необходимы дальнейшие фармакологические анализы для подтверждения их специфических лечебных свойств и эффективности. Также, относительная редкость просоциальной медицинской помощи затрудняет выявление закономерностей относительно того, когда и почему такая помощь предоставляется или не предоставляется. Эти ограничения, по ее мнению, указывают направления для будущих исследований в этой новой области.