Чистое небо: новый научный подход сократит климатический след авиации



Новое исследование ученых из Калифорнийского университета в Ирвайне, опубликованное в журнале Nature, предлагает авиакомпаниям инструмент для принятия взвешенных решений, способных уменьшить влияние полетов на климат. Эта работа, поддержанная NASA и Национальным научным фондом, дает надежду на более экологичное будущее авиаперевозок.

Вклад гражданской авиации в глобальное потепление складывается из нескольких факторов. Это не только углекислый газ от сжигания топлива, но и оксиды азота, влияющие на уровень озона и метана, а также образование стойких конденсационных следов, которые удерживают тепло в атмосфере. Исторически попытки уменьшить один из этих вредных факторов часто приводили к увеличению другого, ставя отрасль перед сложным выбором.

Теперь исследователи под руководством профессора Майкла Пратера создали новый инструмент для принятия решений. Он оценивает полное климатическое воздействие каждого аспекта полета, включая все неопределенности. Метрика под названием «Глобальное потепление на единицу деятельности» (Global Warming per Activity) измеряет, как долго и насколько сильно каждый компонент влияет на атмосферу — от нескольких часов до столетий. Ключевым элементом является количественная оценка неопределенностей, что позволяет рассчитать вероятность успеха того или иного компромиссного решения в борьбе с изменением климата.

Например, изменение маршрута полета для обхода зон, где образуются конденсационные следы, может привести к небольшому увеличению расхода топлива. Однако, если это позволит значительно сократить количество таких следов, общий эффект для климата окажется положительным. Исследование показало, что сокращение выбросов оксидов азота или образования следов всего на 3–5 % может перевесить 1-процентное увеличение выбросов CO₂ в перспективе ста лет. Другими словами, тщательно продуманные стратегии, даже при незначительном увеличении расхода топлива, способны снизить долгосрочное климатическое воздействие полетов.

Этот метод дает авиакомпаниям и регулирующим органам возможность принимать более разумные решения на благо всех. Если предыдущие модели с трудом сопоставляли эффекты от короткоживущих и долгоживущих загрязнителей, новый подход позволяет проводить точные сравнения, помогая авиационной отрасли находить наименее вредные варианты. «Это победа и для науки, и для общества, — говорит Пратер. — Наши выводы показывают, что нам не нужно выбирать между сокращением выбросов углерода и борьбой с другими загрязнителями, вызывающими потепление. Мы можем найти баланс, который приведет к значимому прогрессу».

Предложенный инструмент может найти применение и за пределами авиации. По словам Пратера, его можно использовать для оценки климатических последствий деятельности и в других отраслях, таких как судоходство, сельское хозяйство или промышленное производство, где также происходит взаимодействие различных типов выбросов.

Перспектива

Семейные узы кораллов: как генетика поможет спасти рифы от гибели

Планета в тисках засухи: новый доклад ООН бьет тревогу

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *